ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ И СВОБОДЫ В КИНОТРИПТИХЕ АЛЕКСАНДРА
СОКУРОВА
POWER AND FREEDOM IN THE MOTION PICTURE
TRIPTYCH BY ALEXANDRE SOKUROV
Брейтман Александр Семенович — доктор философских наук, профессор кафедры «Социально- культурный сервис и туризм» Дальневосточного государственного университета
путей сообщения (г. Хабаровск). E-mail: tour@festu.khv.ru
Alexandre S. Breitman — Doctor in Philosophy,
Professor at the Department of Social Cultural Service and Tourism Studies of the
Far-Eastern State Communications
University (city of Khabarovsk). E-mail: tour@festu.khv.ru
Аннотация: С первого
своего полнометражного игрового фильма «Одинокий голос человека» по повести А.
Платонова «Река Потудань» А. Сокуров заявил о себе
как художник экзистенциальный. Каждому из его персонажей, будь то
демобилизованный красноармеец Никита или гениальный Шостакович, простая
крестьянка Мария Войнова или флоберовская
мадам Бовари, никому не известный парень, не знающий,
как похоронить отца, или изменивший ход мировой истории Ульянов-Ленин,
оказавшемуся в ситуации экзистенциального выбора — перед «лицом» смерти — дано
хотя бы на миг прикоснуться к подлинной своей сути. А. Сокуров отнюдь не
заворожен (в чем его нередко упрекают) некрофильским созерцанием смерти. В своем
творчестве он, по словам философа М. Ямпольского, возвращает в отечественное
киноискусство (и культуру в целом) «смерть в ее метафизическом измерении». Тем
самым, восстанавливается утраченная целостность разорванного атеистического
сознания современного человека.
Summary: Since his first full-length
drama film called “The lonely human voice» based upon Andrey Platonov’s «Potudan River», Alexandre Sokurov has shown
himself to be an existentialist film director. Each of his heroes – be it a
veteran Red Army serviceman Nikita or a genius Dimitry
Shostakovich, a simple peasant Maria Voynova or
Flaubert’s Madame Bovary, a chap unknown to anybody
and not knowing how to bury his dead father, or Vladimir Lenin – the man who
changed the course of the world history – finding himself in the teeth of death
– all of them have an opportunity to get an existentialist insight deep into
themselves. A.Sokurov by no means shares the necrophilic fascination of death scenes of which he is
often criticized. By his works in cinematography he brings back to Russian
movies and to Russian culture in general the ‘death in it’s metaphysical dimension’, as philosopher Mikhail Yampolsky aptly put it. Thus, he restores the lost
integrity to the disrupted atheistic consciousness of the modern man.
Ключевые слова: А. Сокуров;
экзистенциальный, смерть, киноискусство, метафизическое измерение,
атеистическое сознание.
Keywords: Alexander Sokurov,
existentialist, death, cinematography, metaphysical dimension, atheistic
consciousness.
«Ученые записки
КнАГТУ». № I - 2(1) 2010 «Науки о человеке, обществе
и культуре» с. 65 – 70
«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue I - 2(1) 2010
"Humanities, Social and Cultural Sciences"
DOI 10.17084/2010.I-2(1).14
References
1. Arabov, Iu.
V zamke Klingstona toskuet liubiashchaia dusha/Arabov Iu. // Seans. – 1999. – № 17–18
2. Arabov, Iu.
Grustnye zametki o letnikh vpechatleniiakh / Iu. Arabov
// Iskusstvo kino. – 1999.
– № 12
3. Arabov, Iu.
Misteriia gory / Iu. Arabov // Iskusstvo kino. – 1999.- № 5
4. Aranson, O. Sovetskoe (i) kino / O. Aranson
// Kinovedcheskie za-piski.
– 2001. – № 51
5. Mantsov, I. Smert' poeta / I. Mantsov // Iskusstvo kino. – 1999. – № 10
6. Melikhov, A. Vlast' i Volia/ A.Melikhov
// Seans. – 1999. – № 17–18
7. Moskvina, T. Ad i Eva /T.Moskvina // Seans. – 1999. – №
17–18
8. Petrovskaia, E. Vremia chastnoi zhizni / E.Petrovskaia // Kinovedche-skie zapiski. — 2001. — № 51
9. Sekatskii, A. Gory i Gitler / A. Sekatskii // Seans. – 1999. – № 17–18
10. Telets. Fil'm Aleksandra Sokurova. — SPb.: Seans, 2000
11. Toporov, V. Mif. Ritual. Simvol. Obraz. Issledovaniia v oblasti mifoepicheskogo / V. Toporov. —
M.,1995
12. Trofimenkov, M. Primer intonatsii
/ M. Trofimenko // Sokurov:
sb.statei.– SPb.: SEANS-Press, 1994
13. Trofimenkov, M. Sokurov v bor'be s real'nost'iu/ M. Trofimenko // Sokurov: sb.statei.– SPb.:
SEANS-Press, 1994
14. Turovskaia, M. Sovetskaia elegiia / M. Turovskaia // Sokurov: sb.statei.– SPb.: SEANS-Press, 1994
15. Khaniutin, A. Vse nemnogo slozhnee/ A.Khaniutin // Iskusstvo kino. — 2001.- № 7
16. Shilova, I. Predsmertie / I.Shilova // Kinovedcheskie zapiski. — 2001. — № 51.
17. Iampol'skii, M.V. Ischeznovenie kak forma sushchestvovaniia /
M.V. Iampol'skii // Kinovedcheskie
zapiski. – 1999. – № 44.
Ссылка
на текст статьи
© 2010 Breitman A. S. This is an Open Access article distributed under the
terms of the Russian Index of Science Citation License
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing
third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and
to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even
commercially, provided the original work is properly cited and states its
license.
© 2010
Брейтман А. С. Данная статья находится в
Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса
Научного цитирования
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в
соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно
распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также
микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых
целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение
сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей
в отношении него лицензии.