ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЛОДОСТИ В АССОЦИАЦИЯХ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
THE
LINGUISTIC REPRESENTATIONS OF ‘YOUTH’ IN THE ASSOCIATIONS OF NATIVE SPEAKERS OF
RUSSIAN
Бурнаева
Ксения Андреевна - аспирант
Амурского гуманитарнопедагогического государственного
университета, ассистент кафедры общих лингвистических дисциплин и немецкой
филологии Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета
(Россия, Комсомольск-на-Амуре); 681035, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Юбилейная 13-51; 89242267337. E-mail:
kse4077@yandex.ru
Ms. Ksenja A. Burnaeva - PhD Candidate, the Amur state University
of Humanities and Pedagogy, Assistant Lecturer at the Department of General Linguistic
Studies and German Philology (Russia, Komsomolsk-on-Amur); 681035, Jubilejnaja Street 13-51; +7 (924) 2267337. E-mail: kse4077@yandex.ru
Аннотация. Данная статья посвящена изучению
ассоциативно-образной реализации концепта "молодость" в русском
языке. В качестве метода исследования был использован простой ассоциативный
эксперимент. Сопоставительный анализ ассоциаций и образов, вызванных
словом-стимулом, позволил раскрыть представления о концепте "молодость",
находящиеся в глубинных структурах сознания носителей русского языка. В статье
определяется универсальная и национально-культурная специфика концепта в
картине мира представителей русского этноса на когнитивно-семантическом
уровне. Данные психолингвистического эксперимента позволяют выделить ряд
дополнительных значений в структуре концепта.
Summary. This
article is an attempt to study the associative-figurative presentation of the
concept "youth" in the Russian language. The methodological basis for
the research includes associative experimenting. During comparative analysis of
associations and images caused by the concept under investigation (the word
stimulus), the presentations lying deep in the consciousness of native
speakers of Russian were reviled and defined. The
paper presents the universal and national&cultural-specific
aspects of the concept “youth” in the Russian linguistic worldimage
on the cognitive-semantic level. The findings of the psycholinguistic experiment
make it possible to identify a number of additional meanings in the structure
of the concept.
Ключевые слова: концепт, молодость, русский язык,
репрезентация, лингвокультура, ассоциация,
ассоциативное поле, эксперимент, структура, интерпретация.
Key
words: russian
language, concept, youth, representation, linguistic culture, association,
associative field, experiment, structure, interpretation.
«Ученые записки
КнАГТУ». № I - 2(5) 2011 «Науки о человеке, обществе
и культуре» с. 46 - 49
«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue I - 2(5) 2011 "Humanities, Social
and Cultural Sciences"
DOI 10.17084/2011.I-2(5).9
References
1. Apresian, Iu. D. Obraz
cheloveka v iazyke: opyt sistemnogo opisaniia / Iu.D. Apresian // Vo-prosy iazykoznaniia.
1995. № 1. C. 26-54.
2. Boldyrev, N. N. Kontsept i znachenie
slova: Metodologicheskie problemy kognitivnoi lingvistiki / N.N. Boldyrev. M.: Nauka, 2001. – 345 s.
3. Gol'din, V. E. Rechevoe povedenie mladshikh shkol'nikov: assotsiativnye taktiki i strate-gii reagirovaniia
// Modernizatsiia nachal'nogo
obrazovaniia. – M. : Nauka, 2003. S.
102-197.
4. Zalevskaia, A. A. Vvedenie v psikholingvistiku /
A.A. Zalevskaia. M. : RGGU,
1999. 382 s.
5. Slovar' assotsiativnykh norm russkogo iazyka / pod red. A.A. Leont'eva.
- M.: Mosk. un-t, 1997. –
457 s.
6. Ufimtseva, E. I. Sotsial'noe prostranstvo mono- i mul'tikul'turnoi kommunikatsii / E.I. Ufimtseva. M. : Nauka, 2007. – S. 50-60.
7. Fillmor, Ch. Freimy i semantika
ponimaniia / Ch. Fillmor. M. : Progress, 1998. – S.
56-84.
Ссылка на
текст статьи
© 2011 Burnaeva K. A. This is an Open Access article distributed under the terms of the
Russian Index of Science Citation License
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third
parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to
remix, transform, and build upon the material for any purpose, even
commercially, provided the original work is properly cited and states its
license.
© 2011 Бурнаева К. А. Данная статья находится в Открытом
Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного
цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc,
в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно
распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также
микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том
числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны
должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в
отношении него лицензии.