УЧЕТ ФЛАНЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ СУДОВЫХ МЕХАНИЗМОВ В МКЭ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
«ФИКТИВНЫХ» КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
TAKING
ACCOUNT OF SHIP GEAR FLANGE COUPLINGS FOR CALCULATION IN FEM USING
FICTITIOUS-DOMAIN FINITE ELEMENTS
Тарануха Николай Алексеевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой кораблестроения
Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (Россия,
Комсомольск-на-Амуре); 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27; (4217) 24-11-42. E-mail: taranukha@knastu.ru
Mr.
Nikolay A. Taranukha - Doctor of Engineering,
Professor, Head of the Shipbuilding Department, Komsomolsk-on-Amur State Technical
University (Russia, Komsomolsk-on-Amur); 681013, Komsomolsk-on-Amur, 27, Lenin
Str.; (4217) 24-11-42. E-mail: taranukha@knastu.ru
Худяков Сергей Алексеевич - кандидат технических наук, доцент, профессор Морского государственного
университета им. адм. Г.И. Невельского (Россия,
Владивосток); 690003, Владивосток, ул. Верхнепортовая,
44, кв. 120; 8-924-239-55-51.
Mr. Sergei A. Khudiakov - PhD in Engineering, Associate Professor, Professor at Admiral G.I.Nevelsky State Maritime University (Russia, Vladivostok); 690003, Vladivostok, 44, Verkhneportovaya Str.; 8-924-239-55-51.
Аннотация. Данная работа посвящена способу учета фланцевых соединений при расчетах
частот свободных колебаний сложных судовых упругих систем типа «дизель-днище».
Фланцевые соединения, состоящие из нескольких деталей, обладают большой
податливостью. Для расчета таких систем широко используется метод конечных
элементов. При этом предлагается использовать «фиктивные» конечные элементы,
аппроксимирующие три конструктивных элемента фланца: пластину лафетной полосы,
болт и пластину лапы дизеля. Полученные с использованием фиктивных конечных
элементов частоты хорошо согласуются с результатами натурных экспериментов.
Summary.
The
paper proposes a method for taking account of flange couplings for the purposes
of calculating free frequencies of such complicated elastic ship systems as
"diesel engine - bottom". Flange couplings consisting of more than one
part demonstrate considerable pliability. For calculation of such systems the
FEM method is widely used. We propose to use fictitious-domain finite elements
to approximate three structural elements of a flange: the plate of the mounting
strip, the bolt, and the plate of the diesel engine foot. The frequencies
obtained using fictitious-domain finite elements agree very well with the
results of full-scale experiments.
Ключевые слова: кораблестроение, фланцевые соединения, метод конечных элементов, «фиктивные»
конечные элементы, вибрация, частоты.
Key
words: naval
architecture, flange couplings, finite element method, fictitious-domain finite
elements, vibration, frequency.
«Ученые записки КнАГТУ». № I
- 1(13) 2013 «Науки о природе и технике» с. 90 - 98
«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue I - 1(13) 2013 "Engineering and
Natural Sciences"
DOI 10.17084/2013.I-1(13).13
References
1. Taranukha, N. A. Dinamika uprugikh sistem v mashinnykh otdeleniiakh sudov s glavnymi malooborotnymi dizeliami / N. A. Taranukha, S.
A. Khudiakov // Trudy TsNII
im. akad. A.N. Krylova. – 2012. –
№ 67 (351). – S. 161-168.
2. Postnov, V. A. Otsenka napriazhenno-deformirovannogo
sostoianiia korpusa sudna metodom modul'-elementov / V. A. Postnov, N. A. Taranukha // Sudostroenie. –
1983. – № 5. – S. 5-8.
3. Khudiakov, S. A. Obespechenie vibrostoikosti konstruktsii mashinnykh otdelenii teplokhodov / S.
A. Khudiakov
// Sudostroenie. – 1982. – № 3. – S. 42-45.
4. Khudiakov, S. A. Osobennosti vibratsii sudovykh malooborotnykh dizelei / S. A. Khudiakov // Rukopis' deponirovana TsNII «Rumb», 1985, DR-2221. – 12
s.
5. Khudiakov, S.A. Problemy vibratsii sudov Dal'nevostochnogo basseina / S. A. Khudiakov // Sbornik dokladov mezhdunarodnoi konferentsii «Problemy prochnosti i ekspluatatsionnoi
nadezhnosti sudov». –
Vladivostok, 1996. – S. 310-317.
6. Vainberg, D. V. Raschet plastin / D. V. Vainberg, E. D. Vainberg. – Kiev:
Budivel'nik, 1970. – ¬ 435 s.
7. Asmussen, I. Design of
Ships Fitted with Two-stroke Engines in View of
Low Vibration Level /
I. Asmussen, H. Munn //
PRADS”92, 1992, v.1. – P. 1374-1387.
8. Fuji, K. IHI Ship Vibration Measuring and Analyzing
System and its Application Results / K. Fuji,
Y. Okada // Japan Shipbuilding and Marine Engineering,
1978, v.12, №1. – P. 23-35.
9. Misuuchi, M. Analysis of
Transverse Vibration of Actual Engine Frames / M. Misuuchi,
M. Nagai // Inter. Symp. Mar. Eng., Tokyo, 1973, – P.
41D-52D.
10. Khudiakov, S. A. Sovmestnye kolebaniia sudovykh glavnykh dizelei s konstruktsiiami korpusa / S. A. Khudiakov // Ekspluatatsiia sudov v Tikhookeanskom basseine. –
Vladivostok: NTO im. akad.
A.N. Krylova, 1981, vyp.
218. – S. 81-99.
11. Chang, J. Dynamic response Prediction of Rolling
Stays / J. Chang, W. Wang, R. Shyu, W. Yeih // Journal of
the Society of Naval Arhitects and Marine Engineers,
1997, v. 16, № 4. – P. 51-61.
12. Durnev, M. Analysis of
Vibration of Marine Diesel Generators with Vibroinsulators
/ M. Durnev, S.Khoodiakov
// Proceedings TEAM’2000. – Vladivostok,
2000. – P. 517-518.
13. Fisher, G. Von Haupmotor
erregts Schiffsschwinungen
/ G. Fisher // Schiff und Hafen, 1977, 29, № 12. – S.
1129-1132.
14. Shyn, R. Vibration Analysis
and Measurement of a Rolling Stay / R. Shyn //
Journal of the Chinese Institute of Engineers, 1996, v. 19, № 3. – P. 401-408.
15. Khudiakov, S.A. Osobennosti rascheta sudovykh konstruktsii s flantsevymi soedineniiami / S. A.
Khudiakov // Povrezhdeniia i ekspluatatsionnaia nadezhnost' sudov Dal'nevostochnogo basseina. –
Vladivostok: NTO im. akad.
A.N. Krylova, 1986, vyp.
15. – S. 43-47.
16. Taranukha, N. A. Matematicheskaia model' deformirovaniia
uprugoi sviazi iz nestandartizirovannogo materiala dlia dinamicheskoi sistemy s bol'shimi deformatsiiami / N. A. Taranukha, A. N. Petrova, N. N. Liubushkina // Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. –
2011. – T. 1, № 5. – S. 4-9.
17. Taranukha, N. A. Kolebaniia dinamicheskikh sistem s bol'shimi deformatsiiami iz nestandartizirovannogo materiala / N. A. Taranukha, A.
N. Petrova, N. N. Liubushkina
// Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo
tekhnicheskogo universiteta.
– 2010. – T. 1, № 3. – S. 4-11.
18. Taranukha, N. A. Opredelenie zhestkostnoi kharakteristiki nestandartizirovannogo
materiala uprugoi sviazi dinamicheskoi sistemy / N. A. Taranukha, A. N. Petrova // Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. – 2010. – T. 1, № 4. – S. 4-11.
19. Liubushkina, N. N. Programmno-informatsionnoe obespechenie
zadachi o kolebaniiakh sterzhnia s bol'shimi deformatsiiami / N. N. Liubushkina,
A. N. Petrova, N. A. Taranukha
// Informatika i sistemy upravleniia. – 2007. – №
2(14). – S. 30-39.
20. Matematicheskaia model' sharnirno-sterzhnevoi sistemy s bol'shimi peremeshcheniiami uzlov / N. A. Taranukha, K. V. Zherebko, A. N. Petrova, M. R. Petrov // Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Stroitel'stvo. – 2003.
– № 3.– S. 12-18.
Ссылка на текст статьи
© 2013 Taranukha N. A., Khudiakov S.A. This is an Open Access article distributed under the
terms of the Russian Index of Science Citation License
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing
third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and
to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even
commercially, provided the original work is properly cited and states its
license.
© 2013 Тарануха Н. А., Худяков С. А. Данная
статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии
Российского Индекса Научного цитирования
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в
соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно
распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также
микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том
числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны
должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в
отношении него лицензии.