МОНИТОРИНГ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ
ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ИХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ
MONITORING OF UNIVERSITY STUDENTS’
ADAPTATION TO EDUCATIONAL PROCESS AS THE INSTRUMENT OF ENSURING THEIR ACADEMIC
PERFORMANCE
Наливайко Татьяна Евгеньевна - доктор
педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии
профессионального образования Комсомольского-на-Амуре государственного
технического университета (Россия, Комсомольск-на-Амуре); 681013, Комсомольск-на-Амуре,
ул. Ленина, 27; 8-(4217)-53-98-25. E-mail:
tenal@knastu.ru
Ms. Tatiana E. Nalivayko
- Doctor of Education, Professor, Provost for
Educational Work, Komsomolsk-on-Amur State Technical University (Russia,
Komsomolsk-on- Amur); 681013, Komsomolsk-on-Amur, 27, Lenin Av., +7 4217
539825. E-mail: tenal@knastu.ru
Шинкорук
Марина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
и психологии профессионального образования Комсомоль- ского-на-Амуре
государственного технического университета (Россия, Комсомольск-на-Амуре);
681013, Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, д. 48/1, кв. 21;
8-(4217)-27-28-05. E-mail: mari-shinkoruk@yndex.ru
Ms. Marina V. Shynkoruk -
PhD in Education, Associate Professor, Department of Educational Studies and
Professional Education Psychology, Komsomolsk-on-Amur State Technical
University (Russia, Komsomolsk-on-Amur); 681013, Komsomolsk-on- Amur, 48/1, Vokzalnaya
Str., ap. 21; telephone: +7 421 272805. E-mail: mari- shinkoruk@yandex.ru
Аннотация. В статье представлен опыт практического
исследования проблемы адаптации студентов- первокурсников к обучению в вузе;
рассмотрены факторы и траектории адаптационного процесса; перечислены задачи и
возможности диагностики адаптации студентов к вузу; описаны результаты
анкетирования, направленного на выявление мотивационной готовности студента к
обучению, осознания им новой социальной роли, готовности к освоению вузовского
режима изучения содержания учебных дисциплин, сформированное™ оптимального
режима труда и отдыха, комфортности в общении с одногруппниками,
преподавателями и администрацией факультетов и вуза в целом, потребности во внеучебной деятельности, запроса в психологической помощи.
Summary. The
paper presents our practical investigation of first-year university students’
adaptation to the study process. The study results include: factors and
trajectories of the adaptation process; the tasks and capabilities of
monitoring/analyzing student adaptation; the results of a poll focused on
uncovering students’ motivation to study, their willingness to adopt a new
social role and to conform to the university’s curriculum, the optimality of
their work-and-rest schedule, the level of friendliness in their communication
with fellow students/lecturers/administration, their extracurricular activity
needs, their psychological support needs.
Ключевые слова: адаптация, адаптационный процесс,
образовательная среда вуза, диагностика, мониторинг, анкетирование,
академическая успешность.
Key words: adaptation,
adaptation process, university educational milieu, diagnostics, monitoring,
polling, academic progress.
«Ученые записки
КнАГТУ». № I - 2(17) 2014 «Науки о человеке, обществе
и культуре» с. 28 - 33
«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue I - 2(17) 2014
"Humanities, Social and Cultural Sciences"
DOI 10.17084/2014.I-2(17).6
References
1. Sovremennye problemy adaptatsii obuchaiushchikhsia
v sotsial'no-kul'turnom prostranstve obrazovatel'nogo uchrezhdeniia
: sbornik materialov Vseros. nauch.-prakt. konf., Kemerovo, 11 aprelia
2013 g. / M-vo kul'tury Rossiiskoi Federatsii, FGBOU VPO "Kemerovskii gos.
un-t kul'tury i iskusstv", Nauch.-issled. lab. sotsial'no-psikhologicheskoi
adaptatsii studentov ; [sost.: E. V. Mil'kova, Iu. V. Zhegul'skaia, T. I.
Varova]. - Kemerovo: Izd-vo KemGUKI, 2013. - 274 s.
2. Teoreticheskie osnovy i tekhnologii deiatel'nosti
kuratora akademicheskoi gruppy v GOUVPO «Komsomol'skii-na-Amure gosudarstvennyi
tekhnicheskii universitet» / O. V. Mal'chenko, M. V. Shinkoruk; pod obshch. red. T. E. Nalivaiko. – Komsomol'sk-na-Amure: GOUVPO
«KnAGTU», 2009. - 85 s.
3. Nalivaiko, T. E. Monitoring kachestva
vospitatel'noi sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdeniia: osnovnye napravleniia i
kriterial'nyi apparat / T. E. Nalivaiko, M. V. Shinkoruk // Uchenye zapiski
Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Nauki o cheloveke, obshchestve i kul'ture.
- 2011. - № I-2(5). - S. 33-41.
Ссылка на текст статьи
© 2014 Nalivayko
T. E., Shynkoruk M. V. This is an Open Access article distributed
under the terms of the Russian Index of Science Citation License
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing
third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and
to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even
commercially, provided the original work is properly cited and states its
license.
© 2014
Наливайко Т. Е., Шинкорук
М. В. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется
на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в
соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно
распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также
микшировать, изменять и использовать в качестве
основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на
оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что
приведена информация о действующей в отношении него лицензии.