АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ: ДИНАМИКА
ПРОЦЕССА
STUDENTS'
ADAPTATION TO EDUCATIONAL PROCESS AT A COLLEGE/UNIVERSITY: DYNAMICS
Наливайко
Татьяна Евгеньевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
педагогики и психологии профессионального образования Комсомольского-на-Амуре
государственного технического университета (Россия, Комсомольск-на-Амуре);
681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина, д. 27; 8-(4217)-53-98-25. Е-mail:
tenal@knastu.ru
Ms. Tatiana E. Nalivayko
- Doctor of Education, Professor, Head of Department for Education Studies and
Professional Education Psychology, Komsomolsk-on-Amur State Technical University
(Russia, Komsomolsk-on-Amur); 681013, Komsomolsk-on-Amur, 27, Lenina Str.; 8-4217-53-98-25. Е-mail: tenal@knastu.ru
Шинкорук Марина Владимировна - кандидат
педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального
образования Комсо- мольского-на-Амуре
государственного технического университета (Россия, Комсомольск-на-Амуре);
681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, д. 48/1, кв. 21; 8-(4217)-27-28-05. E-mail:
mari-shinkoruk@yndex.ru
Ms. Marina V. Shynkoruk
- PhD in Education, Associate Professor, Department for Education Studies and
Professional Education Psychology, Komsomolsk-on-Amur State Technical University
(Russia, Komsomolsk-on-Amur); 681013, Komsomolsk- on-Amur, 48 Vokzalnaya Str., building 1, apt. 21; +7 (4217) 272805. E-mail: mari-shinkoruk@yаndex.ru.
Аннотация.
В работе представлен опыт теоретического осмысления и практического изучения
адаптации студентов к обучению в вузе как процесса и результата. Показана
диалектическая связь процессуального и диагностического аспектов рассмотрения
адаптации. Представлены характеристики процесса адаптации студентов к обучению:
динамичность, противоречивость, контекстность, направленность,
многофакторность и др. В ходе экспериментального исследования выявлены
показатели, характеризующие динамику адаптационного процесса.
Summary. The paper offers a theoretical
understanding and practical study of how students may adapt themselves to
educational process and educational results at a college/university. We show a
dialectical connection between the procedural and explorative aspects of the
study of adaptation. We identify the process characteristics of students’
adaptation to their studies: dynamics, inconsistence, context specificity,
focus, multi-factorialness, etc. In our empirical
study we also identify criteria which help describe the dynamics of the
adaptation process.
Ключевые
слова: адаптация, адаптационный процесс, образовательная
среда вуза, диагностика, динамика, мониторинг, анкетирование, показатели,
студенты, эмоциональное благополучие, готовность к обучению.
Key words:
adaptation, adaptation process, university educational environment, diagnostics,
dynamics monitoring, polling, indicators, students, emotional well-being,
college readiness.
«Ученые записки
КнАГТУ». № II - 2(18) 2014 «Науки о человеке,
обществе и культуре» с. 33 - 37
«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue II - 2(18) 2014
"Humanities, Social and Cultural Sciences"
DOI 10.17084/2014.II-2(18).6
References
1. Nalivaiko T.E. Monitoring adaptatsii
studentov k obrazovatel'nomu
protsessu v vuze kak instrument ikh akademicheskoi uspeshnosti /T.E.Nalivaiko, M.V.Shinkoruk //Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo
tekhnicheskogo universiteta.
Nauki o cheloveke, obshchestve i
kul'ture.-2014.-1-2(17).-S. 28-33.
2. Sergeeva, S.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsii studentov pervogo kursa k obrazovatel'nomu protsessu tekhnicheskogo vuza / S.V. Sergeeva, O.A. Voskrekasenko, T.B. Parshina // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, № 4, 2004, s. 74-83
Ссылка
на текст статьи
© 2014 Nalivayko
T. E., Shynkoruk M. V. This is an Open Access article distributed
under the terms of the Russian Index of Science Citation License
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing
third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and
to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even
commercially, provided the original work is properly cited and states its
license.
© 2014
Наливайко Т. Е., Шинкорук
М. В. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется
на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в
соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно
распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также
микшировать, изменять и использовать в качестве
основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на
оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что
приведена информация о действующей в отношении него лицензии.