ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ РОССИИ И КИТАЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

THE NATIONAL IDENTITY OF RUSSIAN AND CHINEESE UNIVERSITY STUDENTS, MEASURED BY PSYCHOMETRIC TESTING

 

Махова Ирина Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Амурского гуманитарно-педагогического государ­ственного университета (Россия, Комсомольск-на-Амуре). E-mail: miu60@mail.ru

Ms. Irina Yu. Makhova - PhD of Psychology, Associate Professor, Department of Educational Psychology, the Amur State University of Humanities and Pedagogy (Russia, Komsomolsk-on-Amur). E-mail: miu60@mail.ru.

Фань Шо (КНР) - магистрант направления подготовки «Педагогическое обра­зование» Амурского гуманитарно-педагогического государственного универси­тета (Россия, Комсомольск-на-Амуре). E-mail: 1775742999@qq.com

Ms. Fan Shuo - MA student of “Teacher Education” program, the Amur State Uni­versity of Humanities and Pedagogy (Russia, Komsomolsk-on-Amur). E-mail: 1775742999@qq.com

 

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования ценностного компонента граж­данской идентичности представительной выборки студентов российского и китайского гражданства, обучающихся на территории РФ и КНР. Обоснована и впервые применена модифицированная проце­дура психогеометрического теста Делингер в адаптации А. А. Алексеева, Л. А. Громовой в исследо­вании идентичности. Ассоциируемыми с фигурами выступили категории «гражданин», «патриот», «Россия», «Китай», «мы», «они», «свой», «чужой». Корреляционный анализ ассоциативных оценок позволяет сделать выводы о гражданских идентификациях номинальных групп респондентов, а также об аутгруппах, с которыми они деидентифицируются.

Summary. The paper presents the results of an empirical study of the value component of the national iden­tity of a representative sample of university students of Russian and Chinese citizenship doing their studies in the Russian Federation and in the People’s Republic of China. We substantiate and for the first time apply the modified procedure of Delinger’s psycho-geometric test, adjusted by A.A. Alekseyev and L.A. Gromova, to the study of a person’s identity. We associate the test's images with such notions as “citizen”, “patriot”, “Russia”, “China”, “we”, “they”, “friend”, foe”. The correlation analysis of associative evaluations makes it possible to arrive at certain conclusions about the national identification of the nominal groups of respond­ents, and also about the out-groups with which they de-identify themselves.

 

Ключевые слова: гражданская идентичность, эмоционально-ценностный компонент, территориаль­ный аспект, национально-гражданский аспект, культурно-независимый проективный метод исследо­вания.

Key words: civil identity, emotional-value component, territorial aspect, nation-civil aspect, in a cultured way-independent the projective method of study.

 

«Ученые записки КнАГТУ». № III - 2(19) 2014 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 33 - 40

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue III - 2(19) 2014 "Humanities, Social and Cultural Sciences"

 

DOI 10.17084/2014.III-2(19).6

 

References

 

1.    Vilkova, I. V. K voprosu ob opredelenii sushchnosti ponyatiya «grazhdanskaya identichnost'» / I. V. Vilkova II Nauchno-prakticheskiy zhurnal «Gumanitarnye nauchnye issledovaniya». URL: http ://human.snauka.ru/publish-fee

2.    Vodolazhskaya, T. Identichnost' grazhdanskaya / T. Vodolazhskaya II Obrazovatel'naya politika. - 2010.  -       №5-6.- S. 140-142.

3.    Grigor'ev, D. V. Formirovanie grazhdanskoy identichnosti sovremennogo shkol'nika [Elektronnyy resurs] II Internet-konferentsiya «Perspektiva grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sisteme obrazovaniya». URL: Shr://rgoek1ra!po12._tsteo.sot/grazhdanskaya-identichnost'/ oktyabr' 2013.

4.    Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A. Volodarskaya [i dr.]; pod red. A. G. Asmo-lova. - M.: Prosveshchenie, 2008. - 151 s.

5.    Niyazkhodzhaeva, S. S. Vzaimosvyaz' sozdaniya grazhdanskogo obshchestva i formirovaniya pravovogo myshleniya / S. S. Niyazkhodzhaeva // Nauka i mir. - 2014. - № 2. - T. 3. - S. 88-90.

6.    Sanina, A. G. Gosudarstvennaya identichnost': izderzhki virtualizatsii / A. G. Sanina // Sotsis. -2012. - №3. - S. 77-87.

7.    Selishchev, A. S. Kitayskaya ekonomika v XXI veke / A. S. Selishchev, N. A. Selishchev. - SPb.: Piter, 2004. - 240 s.

8.    Sushkov, I. R. Sotsial'no-psikhologicheskaya teoriya Dzhona Ternera / I. R. Sushkov II Psikhologiya on-layn: URL: http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=27&0a1=695&0o1=1&0s1=1

9.    Tatarko, A. N. Sotsial'nyy kapital: teoriya i psikhologicheskie issledovaniya / A. N. Tatarko, N. M. Lebedeva. URL: http://finance-finance.com/book-kapital/sotsialnyiy-kapital-teoriya-psihologicheskie.html, 2009. Yu.Tedzhfel, G. Sotsial'naya identichnost' i mezhgruppovye otnosheniya / G. Tedzhfel, G. Frezer. - M., 1982.

11.  Federal'nye gosudarstvennye standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya: zakonodatel'no-normativnaya baza proektirovaniya i realizatsii: uchebno-informatsionnoe izdanie. - M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, Koordinatsionnyy sovet uchebnometodicheskikh ob"edineniy i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshey shkoly, 2009. - 100 s.

12.  Federal'nyy gosudarstvennyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya: URL: http ://standart.edu.ru/catalog .aspx?CatalogId=2588

13.  Shikova, P. Yu. Grazhdanskaya identichnost' molodezhi v sovremennoy Rossii / R. Yu. Shikova // Transformatsiya publichnoy sfery i sravnitel'nyy analiz novykh fenomenov politiki: sb. nauch. st.-       Krasnodar: KubGU, 2010. - S. 91-97.

14.  Erikson, E. Detstvo i obshchestvo / E. Erikson; per. s angl. - SPb.: Lenato, ACT, Fond «Universitetskaya kniga», 1996. - 592 s.

15.  Turner, J. Self-categorization theory and social influence / J. Turner, P. Oakes // The Psychology of Group Influence, 2nd edn. / Ed. P. Paulus. Hillsdate, N. Y.: Erlbaum, 1989.

16. KhU Li. Narodnyy samosoznanie. Izdatel'stvo vostochno-pedagogicheskogo universiteta. - 2005. - S. 12-128].

17. Lyu, Shu Yan'.Vzglyad iznutri: sozdanie samoidentifikatsii, postroit' uspeshnyy prokhod. Izdatel'stvo kitayskogo nauchnogo-tekhnicheskogo universiteta. - 2002. - S. 23-145].

 

Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal

 

© 2014 Makhova I. Yu., Fan Shuo. This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.

© 2014 Махова И. Ю., Фань Шо. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.

 

Лицензия Creative Commons
Произведение «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ РОССИИ И КИТАЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ THE NATIONAL IDENTITY OF RUSSIAN AND CHINEESE UNIVERSITY STUDENTS, MEASURED BY PSYCHOMETRIC TESTING» созданное автором по имени Махова И. Ю., Фань Шо. Makhova I. Yu., Fan Shuo. , публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2014/III-2%2819%29/III-2%2819%29.6.htm.