ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПОДДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
PSYCHOLOGICAL
AND PEDAGOGICAL SUPPORT NECESSARY FOR ENSURING THE EMOTIONAL WELL-BEING OF
STUDENTS
Наливайко Татьяна Евгеньевна – доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования
Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (Россия,
Комсомольск-на-Амуре); 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина, д. 27;8-(4217)-53-98-25.
Е-mail:
tenal@knastu.ru
Ms. Tatiana E. Nalivayko – Dr.habil. of Educational Studies, Professor, Head of the Department
of Educational Studies and Professional Education Psychology, Komsomolsk-on-Amur
State Technical University (Russia, Komsomolsk-on-Amur); 27, Lenin Ave. Komsomolsk-on-Amur,
681013; + 7 (4217) 539825. E-mail: tenal@knastu.ru.
Шинкорук Марина
Владимировна – кандидат педагогических
наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Комсомольского-на-Амуре
государственного технического университета (Россия, Комсомольск-на-Амуре); 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул.
Ленина, д. 27; 8-(4217)-27-28-05. E-mail: mari-shinkoruk@yndex.ru
Ms. Marina V. Shynkoruk – PhD in Education,
Associate Professor, Department of Educational Studies and Professional Education
Psychology, Komsomolsk-on-Amur State Technical University (Russia, Komsomolsk-on-Amur);
27, Lenin Ave., Komsomolsk-on-Amur, 681013; +7 (4217) 272805. E-mail: mari-shinkoruk@yаndex.ru.
Аннотация. В статье предпринята попытка обобщения некоторых взглядов на понимание
природы и возможностей поддержки эмоционального благополучия личности
средствами образовательного процесса. Анализ выполненных в рамках данной
проблематики исследований позволяет охарактеризовать психолого-педагогическую
поддержку эмоционального благополучия личности в образовательном процессе как
систему мер, направленных на стабилизацию эмоционального состояния личности, а
также поддержания позитивного эмоционального фона.
Summary. The paper attempts to sum up and generalize certain
views of the ‘emotional welfare’ concept along with approaches to the problem
of ensuring it by the means and mechanisms used in the process of training. The
review and analysis of other researches done in this area give us some grounds
to characterize the psychological
pedagogical support for an individual’s emotional welfare within the training process as system of
measures aimed at stabilizing one’s emotional state at the background of
positive feelings.
Ключевые слова: личность, эмоциональное благополучие,
психолого-педагогическая поддержка, психологическая служба, психологическая
диагностика, психологическая профилактика, психологическое просвещение,
психологическая коррекция.
Key words: person, emotional
welfare, psychological pedagogical
support, psychological service, psychological diagnostics, psychological
prevention, psychological education, psychological correction.
«Ученые записки
КнАГТУ». № I - 2(21) 2015 «Науки о человеке, обществе
и культуре» с. 28 - 34
«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue I - 2(21) 2015 "Humanities, Social and
Cultural Sciences"
DOI 10.17084/2015.I-2(21).6
References
1. Argayl, M. Psikhologiya schast'ya / M. Argayl. – 2-e izd. – SPb.: Piter,
2003. – 271 s.
2. Bekhterev, V. M. Ob"ektivnaya
psikhologiya / V. M. Bekhterev.
– M.: Nauka, 1991. – 480 s.
3. Bozhovich, JI. I. Lichnost' i ee formirovanie
v detskom vozraste / L. I. Bozhovich. – SPb.: Piter, 2008. – 254 s.
4. Voronina A. V. Otsenka psikhologicheskogo blagopoluchiya
shkol'nikov v sisteme profilakti-cheskoy i korrektsionnoy raboty psikhologicheskoy sluzhby : dis. …kand. psikhol. nauk : 19.00.04 / Voronina Anna Vladimirovna. – Tomsk, 2002. – 220 s.
5. Gatto Dzh. Fabrika
marionetok. Ispoved' shkol'nogo uchitelya / Dzh. Gatto. – M.: KARO, 2014. –
127 s.
6. Grigor'eva, M. V. Sub"ektivnoe
blagopoluchie lichnosti kak rezul'tat shkol'noy
adaptatsii v raznykh usloviyakh obucheniya / M. V. Grigor'eva // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie.
– 2009. – № 2. – S. 41-45.
7. Danilova,
H. H. Fiziologiya vysshey nervnoy deyatel'nosti / N. N.
Danilova, A. L. Krylova. – Rostov n/D: «Feniks», 2005. – 478 s.
8. Dmitrieva, N. V. Lichnostnye i dissotsiativnye rasstroystva: rasshirenie granits diagno-stiki
i terapii / N. V. Dmitrieva, TS. P. Korolenko. –
Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2006. – 448 s.
9. Dubrovina, I. V. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya / I. V. Dubrovina,
A. M. Prikho-zhan,
V. V. Zatsepin.
– M.: Akademiya, 2000. – 329 s.
10. Zakharova, I. YU. Lechebno-pedagogicheskaya
diagnostika detey s narusheniyami emotsional'no-vole-voy sfery / I. YU. Zakharova, E. Yorzhina. – M.: Terevinf, 2012. – 80 s.
11. Izard,
K. E'. E'motsii
cheloveka / K. E'. Izard. – M.: Direkt-Media,
2008. – 954 s.
12. Klyayn, M. Zavist' i blagodarnost'. Issledovanie bessoznatel'nykh istochnikov / M. Klyayn. – SPb.: Izd-vo B.S.K., 1997. – 96
s.
13. Mironova, L. V. E'motsii kak energiya zhizni
/ L. V. Mironova. – M.: Obraz,
2014. – 171 s.
14. Paynz, D. YAzyk tela / D. Paynz; per. s angl. E. I. Zamfir;
pod red. M. M. Reshetnikova. – SPb:
Izd-vo B.S.K., 1997. – 190 s.
15. Rabota psikhologa v shkole [E'lektronnyy resurs] / Vash psikholog. – Rezhim dostupa:
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection.
− Zagl. s ekrana.
16. Simonov,
P. V. Lektsii o rabote golovnogo mozga. Potrebnostno-informatsionnaya teoriya
vysshey nervnoy deyatel'nosti / P. V. Simonov. – M.: Izd-vo
«Institut psikhologii RAN»,
1998. – 98 s.
17. Solodkova, T. I. E'motsional'nyy intellekt kak lichnostnyy
resurs. Rol' emotsional'nogo intellekta v preodolenii sindroma vygoraniya u pedagoga / T. I. Solodkova. – Germaniya: LapHamberAcademicPublishing, 2012. – 140 s.
18. Tarabakina, L. V. E'motsional'noe
razvitie podrostkov / L. V.
Tarabakina. – M.: Prometey
MPGU, 2011. – 208 s.
19. Tverskaya, N. V. Zdorov'esberegayushchiy podkhod
v razvitii uspeshnosti uchenika / N. V. Tver-skaya // Obrazovanie v sovremennoy shkole. –
2005. – № 2. – S. 40-44.
20. Ulybina, YU. N. Kak kontrolirovat' svoi emotsii / YU. N. Ulybina. –
Saratov: Ay Pi E'r Media, 2010. – 160 s.
21. Ushakov, D. V. Sotsial'nyy i emotsional'nyy intellekt ot
protsessov k izmereniyam /
D. V. Ushakov, I. N. Andreeva,
V. A. Barabanchikov; pod red. D. V. Lyusin, D. V. Ushakov. – M.: Kogni-to-tsentr Institut psikhologii RAN, 2013. –
351 s.
22. Fedorenko, L. G. Pozitivnaya
(proektiruyushchaya) psikhologiya
v shkole / L. G. Fedorenko.
– SPb.: KARO, 2014. – 160 s.
Ссылка на
текст статьи
© 2015 Nalivayko T.E., Shynkoruk M.V. This is an Open Access article
distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc,
allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or
format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose,
even commercially, provided the original work is properly cited and states its
license.
© Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Данная
статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии
Российского Индекса Научного цитирования
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в
соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно
распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также
микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том
числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны
должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в
отношении него лицензии.