ВОЗРОЖДЕНИЕ ТЕАТРА КУКОЛ В Г. ХАБАРОВСКЕ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВВ.

PUPPET THEATER REVIVAL IN KHABAROVSK AT THE TURN OF XX–XXI CENTURIES


Абабкова Наталья Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (Россия, Комсомольск-на-Амуре); 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27, 89141690995. E-mail: Ababkova70@mail.ru

Ms. Nalalia N. Ababkova – PhD in History, Associate Professor, Department of State and Law History, Komsomolsk-on-Amur State Technical University (Russia, Komsomolsk-on-Amur); 681013, Komsomolsk-on-Amur, 27 Lenin Str.; tel.: 89141690995. E-mail: Ababkova70@mail.ru


Аннотация. Театральное искусство во все времена оказывало значительное влияние на формирование социокультурного пространства города. В настоящее время г. Хабаровск является одним из центов театрального искусства на Дальнем Востоке России. В краевом центре функционируют театры различных жанров и направлений. Актуальность обращения к исследованию хабаровского театра кукол обусловлена растущим интересом зрителей разных возрастов к его творчеству, а также возрастающей ролью театра в культурном и общественном развитии Дальневосточного региона. Создание театра кукол и его последующее возрождение произошли в период общественных модернизаций 1920-х и 1990-х гг. В статье сделана попытка выявить причины популяризации кукольных театров в обозначенные исторические эпохи. Специфика становления кукольного жанра заключалась в том, что на Дальнем Востоке России в то время сложились условия, которые позволили появлению в театральном пространстве города актеров-кукольников, чье творчество аккумулировало все лучшие традиции русского и мирового кукольного жанра. Анализ архивных документов помог создать целостное представление о ведущих направлениях театра кукол в период радикальной трансформации 1990-х гг.

Summary. Theatrical art had a significant influence on the formation of social and cultural space of the city at all times. Currently Khabarovsk is one of the theatrical art centres in the Russian Far East. In this regional center theaters of different genres and periods exist. To study the Khabarovsk puppet theater is relevant because of growing interest of viewers of different ages to its activity, as well as the increasing role of the theater in the cultural and social development of the Far Eastern region. The puppet theater was created and later revived in the period of social modernization of the 1920s and 1990s. The paper attempts to identify the causes of the popularization of puppet theaters in certain historical periods. The peculiarities of a puppet genre can be explained by the Russian Far East situation at that time that created the appearance of the city puppeteers in the theatrical space whose work accumulated all the best traditions of Russian and the world puppet genre. Archive documentation analysis allowed creating a holistic view of the puppet theater major directions in the period of radical transformation of the 1990s.


Ключевые слова: театр кукол, актеры-кукольники, репертуар, творческая труппа, модернизация, театр-студия, эстрадная миниатюра, представление, духовно-нравственное воспитание.

Key words: puppet theater, puppeteers, repertoire, creative troupe, modernization, studio theatre, pop miniature, representation, spiritual and moral education.


«Ученые записки КнАГТУ». № II - 2(26) 2016 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 8 - 11

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue II - 2(26) 2016 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 8 - 11


DOI 10.17084/2016.II-2(26).2


References


1. Ababkova, N. N. Teatry iuga Dalnego Vostoka na zakate sovetskoi epokhi / N. N. Ababkova // Uchenye zapiski KnAGTU. Nauki o cheloveke, obshchestve i kulture. – 2012 . – № IV-2(12). – S. 4-7.

2. Gosudarstvennyi arkhiv Khabarovskogo kraia (GAKhK). F. 904. Op. 10. D. 2470. L. 213.

3. Gosudarstvennyi arkhiv Khabarovskogo kraia (GAKhK). F. 904. Op. 10. D. 2470. L. 211.

4. Glebova, E. Glavnye geroi-kukly / E. Glebova // Priamurskie vedomosti. – 1997. – 27 dekabria.

5. Osipova, E. V. Dalnevostochnyi teatr v usloviiakh obshchestvennykh transformatsii 20-30-kh godov XX v. / E. V. Osipova // Sotsialnye i gumanitarnye nauki na Dalnem Vostoke. – 2014. – № 2(42). – S. 179-186.

6. Popova, L. Konservatizm i poisk. Kraevoi teatr kukol. Portret teatra / L. Popova // Strastnoi bulvar, 10. – 2009. – № 4-124.

7. Tsvetnikova, M. Kukolnyi dom Eleny Novichkovoi / M. Tsvetnikova // Priamurskie vedomosti. – 1997. – 10 oktiabria.

8. Tsarev, M. I. Chto takoe teatr? [Elektronnyi resurs] / M. I. Tsarev. – Rezhim dostupa: http://www.dramateshka.ru/ (data obrashcheniia: 24.04.2016).


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2016 N. N. Ababkova . This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2016 Абабкова Н. Н. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «ВОЗРОЖДЕНИЕ ТЕАТРА КУКОЛ В Г. ХАБАРОВСКЕ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВВ.» созданное автором по имени Абабкова Н. Н., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2016/II-2(26)/2.htm