ПАРАДОКСЫ И ИХ РОЛЬ В НАУКЕ

THE PARADOXES AND THEIR ROLE IN SCIENCE


Кучковский Павел Валерьевич – аспирант кафедры философии Омского государственного педагогического университета (Россия, Омск); тел. +79503356875; 644065, Омская область, г. Омск, ул. 22 Апреля, д. 28, кв. 52. E-mail:antevasin-om@yandex.ru.

Mr. Pavel V. Kuchkovsky – a post-graduate student, the Department of Philosophy, Omsk State Pedagogical University (Russia, Omsk); tel. +79503356875; 644065, Omsk region, Omsk, str. 22 Aprelya, 28-52. E-mail: antevasin-om@yandex.ru.


Аннотация. В данной статье нами предпринимается попытка сформулировать общекультурное понятие парадоксов и предложить их классификацию. Кроме этого, мы стараемся выявить конструктивную роль парадоксов в науке и предложить собственную обобщенную классификацию научных парадоксов. Обязательно приводим здесь специфические свойства парадоксов в целом и научных в частности. Наша задача включает в себя и обязательное обращение к различным пози-циям, описывающим значение парадоксов в истории научного знания. Мы же сами проводим здесь ту точку зрения, которая заключается в понимании парадоксов в качестве феноменов культуры в целом и нашего сознания в частности, и также парадоксальности как свойства, внутренне присущего нашему мышлению. Формула парадокса применительно к науке прекрасно укладывается в популярный интеллектуальный штамп: «невероятно, но правда». Он указывает на глубинное противоречие, находящееся в основании всей нашей культуры, и обращает внимание на про-тиворечивость самой природы человека. Содержание его в научной теории говорит нам об оши-бочности сделанных выводов и направляет их в верную сторону. Парадоксы являются нашими постоянными попутчиками, сопровождающими нас в сложном и удивительном путешествии к истине. Прекрасно ведь, что парадоксы – наши загадочные и мудрые друзья!

Summary. In this article, we attempt to formulate the notion of general cultural paradoxes and offer their classification. In addition, we try to identify the constructive role of the paradoxes in science and to offer their own generic classification of scientific paradoxes. Obligatorily present here paradoxes specific properities in general and scientific in particular. Our mission includes a mandatory appeal to a variety of positions, describing the importance of the paradoxes in the history of science. We ourselves are doing here the view, which is to understand the paradoxes as cultural phenomena in general and of our consciousness in particular, and also paradoxically as properties inherent to our thinking. Formula paradox in relation to science perfectly fits into the popular smart stamp: «unbelievable, but true». It points to a profound contradiction at the base of all our culture, and draws attention to the contradictions of human nature itself. Its content in the scientific theory tells us about the inaccuracy of the findings and send them in the right direction. Paradoxes are our constant companions, accompany us in a complex and amazing journey to the truth. Is perfectly after all that paradoxes – our mysterious and wise friends!


Ключевые слова: парадоксы, парадоксальность, противоречие, наука, логика, истина.

Key words: paradoxes, paradoxicalness, contradiction, science, logic, verity.


«Ученые записки КнАГТУ». № III - 2(27) 2016 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 77 - 83

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue III - 2(27) 2016 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 77 - 83


DOI 10.17084/2016.III-2(27).15


References


1. Volkov, G. N. U kolybeli nauki / G. N. Volkov. – M.: Molodaia gvardiia, 1971. – 224 s.

2. Dubnitskii, D. N. O paradoksakh / D. N. Dubnitskii. – SPb.: Aleteiia, 2013. – 262 s.

3. Zabavy i paradoksy nauki: sb. / sost. T. A. Lomonosova i A. A. Chernova; per. T. A. Lomonosovoi. – M.: Alekstel, 2006. – 320 s.

4. Ivin, A. A. Iskusstvo pravilno myslit / A. A. Ivin. – M.: Prosveshchenie, 1990. – 240 s.

5. Ivin, A. A. Iskusstvo myslit pravilno / A. A. Ivin. – M.: Prospekt, 2016. – 304 s.

6. Krasnopolskaia, A. P. Rol paradoksov v diskussionnykh modeliakh obrazovaniia / A. P. Krasnopol-skaia // Protivopolozhnosti i paradoksy. – M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiia», 2008. – S. 392-412.

7. Semenov, V. M. Paradoksy nashei zhizni / V. M. Semenov. – M.: Flinta, 2005. – 280 s.

8. Semenov, V. M. Mudrost vsekh vremen v paradoksakh / V. M. Semenov. – M.: Flinta: Nauka, 2008. – 160 s.

9. Sukhotin, A. K. Paradoksy nauki / A. K. Sukhotin. – M.: Molodaia gvardiia, 1980. – 240 s.

10. Sainsbury, R. M. PARADOXES / R. M. Sainsbury. – Third edition, published in the United States of America by Cambridge University Press, New York, 2013. – 182 p.


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2016 P. V. Kuchkovsky. This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2016 Кучковский П. В. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «ПАРАДОКСЫ И ИХ РОЛЬ В НАУКЕ» созданное автором по имени Кучковский П. В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2016/III-2(27)/15.htm