ВРЕМЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

TIME AS THE CULTURE PHENOMENON IN THE CREATIVE REFLECTION OF RUSSIAN SYMBOLISM AT THE END OF THE XIX th – THE BEGINNING OF THE XX th CENTURY


Астахов Олег Юрьевич – кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Кемеровского государственного института культуры (г. Кемерово). E-mail: astahov_oleg@mail.ru.

Mr. Oleg Yu. Astakhov – PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Cultural Studies Department, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo). E-mail: astahov_oleg@mail.ru.


Аннотация. В статье рассматривается понимание времени в русском символизме конца ХIХ – начала ХХ вв. в аспекте его отношения к культуре как способа выражения связей субъективного переживания с завершенной картиной мира. Акцентируется внимание на первых сочинениях русских символистов Н. М. Минского, Д. С. Мережковского, В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, в которых преодолевается темпоральный рационализм в представлениях о мироустройстве, предполагающем осуществление символических связей и отношений. Их творческая рефлексия выступает как трансцендентное усилие, выводящее человека в сферу, независимую от сиюминутных чувственных настроений. Одновременно не менее значимым является момент, связанный с возвращением к настоящему времени, что определяется необходимостью реализации особой чувственности, способной открыть всеобщие связи явлений, лежащих в основе культурных изменений. Подобные устремления, связанные с необходимостью установления таких антонимичных связей динамики переживания настоящего времени с целостной картиной мира, ориентированной к трансцендентальному, явились следствием желания символистов преодолеть дискретность времени, выраженную в кризисных характеристиках культуры.

Summary. The article considers the issues of understanding the concept of time in the Russian symbolism of the end of the XIX th– the beginning of the XXth century within its attitude towards culture as a way for expressing communications of subjective experience with a complete picture of the world. The author focuses attention on the first compositions of the Russian symbolists such as N. M. Minskii, D. S. Merezhkovskii, V. Ya. Bryusov, K. D. Bal’mont; they overcome temporal rationalism in ideas of the world order assuming implementation of symbolical communications and relations. Their creative reflection acts as the transcendental effort bringing the person to the sphere not depending on momentary sensual moods. Simultaneously, the moment connecting with returning to the present time is not less significant, that is defined by need of realizing the special sensuality capable to open general communications of the phenomena, which are the cornerstone of cultural changes. The similar aspirations connecting with need for establishing such antonymous communications for dynamics of the present time experience with the complete picture of the world focused to the transcendental were a consequence of symbolists’ desire to overcome the discretization of time expressed in crisis characteristics of culture.


Ключевые слова: темпоральная дискретность и непрерывность, время, русский символизм, твор-ческая рефлексия, чувственное мировосприятие.

Key words: Keywords: temporal discretization and continuity, the time, Russian symbolism, creative reflection, sensual world attitude.


«Ученые записки КнАГТУ». № III - 2(27) 2016 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 34 - 39

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue III - 2(27) 2016 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 34 - 39


DOI 10.17084/2016.III-2(27).7


References


1. Aleksina, T. A. Vremia kak fenomen kultury / T. A. Aleksina. – Elektron. dan. – Rezhim dostupa: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/aleksinavremia.html, svobodnyi. – Zagl. s ekrana.

2. Astakhov, O. Iu. Opredelenie russkogo simvolizma v kontekste kulturno-istoricheskikh obobshchenii D. S. Merezhkovskogo / O. Iu. Astakhov // Omskii nauchnyi vestnik. – 2015. – № 2 (136). – S. 241-244.

3. Astakhov, O. Iu. Opredelenie simvolizma kak formy subieektivnogo mirooshchushcheniia v rannikh rabo-takh K. Balmonta / O. Iu. Astakhov // Izvestiia Uralskogo federalnogo universiteta. Seriia 1: Problemy obrazovaniia, nauki i kultury. – 2015. – T. 138. – № 2. – S. 148-153.

4. Balmont, K. D. Iz zapisnoi knizhki 1904 / K. D. Balmont // Balmont K. D. Stozvuchnye pesni: Sochineniia: [Stikhi i proza]. – Iaroslavl : Verkhne-Volzhskoe kn. izd-vo, 1990. – 336 s.

5. Balmont, K. D. Stikhotvoreniia / K. D. Balmont. – L. : Sovetskii pisatel. Leningr. otd-nie, 1969 – 710 s.

6. Balmont, K. D. Elementarnye slova o simvolicheskoi poezii / K. D. Balmont // Literaturnye manifesty: Ot simvolizma do «Oktiabria». / Sost. N. L. Brodskii i N. P. Sidorov [Pereizdanie 1924-go goda]. – M. : «Agraf», 2001. – S. 52-61.

7. Briusov, V. Ia. Sobranie sochinenii. V 7 t. / V. Ia, Briusov – M. : Khudozhestvennaia literatura, 1973. – T. 1. – 666 s.

8. Briusov, V. Ia. Sredi stikhov: 1894 – 1924: Manifesty, stati, retsenzii / V. Ia. Briusov. – M. : Sovetskii pisatel, 1990. – 720 s.

9. Erokhina, T. I. Elitarnost simvolizma i kulturnaia identichnost tvortsa / T. I. Erokhina // Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik – № 3 (56) – 2008 – S. 121–126.

10. Kozlovskii, A. A. Kommentarii / A. A. Kozlovskii // Briusov V. Ia. Sochineniia. V 2-kh t. – M. : Khudozh. lit., 1987. – T.1. – S. 486.

11. Merezhkovskii, D. S. O prichinakh upadka i o novykh techeniiakh sovremennoi russkoi literatury / D. S. Merezhkovskii // Merezhkovskii D. S. Vechnye sputniki. Portrety iz vsemirnoi literatury. – S-Pb. : Nauka, 2007. – S. 428–502.

12. Piatak, V. I. Apologiia dukhovnoi nishchety / V. I. Piatak // Problemy russkoi dukhovnosti i sovremennost: tezisy dokladov nauchnoi konferentsii. – Khabarovsk : Izd-vo KhGPU, 1993. – S. 72-74.

13. Titarenko, S. D. Sonet v poezii serebrianogo veka: khudozhestvennyi kanon i problema stilevogo razvitiia / S. D. Titarenko. – Kemerovo : KemGU, 1998. – 103 s.

14. Shpengler, O. Zakat Evropy / O. Shpengler. – Rostov n/D : Izd-vo «Feniks», 1988. – 640 s.


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2016 O. Yu. Astakhov . This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2016 Астахов О. Ю. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «ВРЕМЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ» созданное автором по имени Астахов О. Ю. , публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2016/III-2(27)/7.htm