КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ, НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ИНКУЛЬТУРАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАНИИ

THE CONSTRUCTIONISM IN VISUALIZATION OF VISUAL CULTURE KNOWLEDGE, NORMS AND VALUES AS A CONDITION OF INCULTURATION OF STUDENTS IN EDUCATION


Калина Наталья Дмитриевна – кандидат педагогических наук, профессор кафедры дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (Россия, г. Владивосток). E-mail: atk5049@mail.ru.

Ms. Natalia D. Kalina – PhD in pedagogy, professor of the design and technology department Vladivostok State University of Economics and Service (Russia, Vladivostok). E-mail: atk5049@mail.ru.


Аннотация. Статья основана на концепции конструктивистского подхода к становлению в образовании творческих специалистов визуальной культуры. Предметом исследования является процесс конструирования визуальных образов. В качестве основных используются следующие методы исследования: анализ концептуальных положений конструктивистского подхода; теоретический анализ конструктивного процесса; моделирование визуализации знаний в соответствии с целями и средствами, имеющихся у студентов. Построение артефактов культуры зависит от анализа теоретических предпосылок, решения проблем системной организации объекта и практического эксперимента со знаниями. Соответственно конструктивному процессу в образовании студентов-дизайнеров применяются три вида обучения: развивающее, проблемно-эвристическое и экспериментальное. Все виды обучения используются в электронной форме визуализации знаний на каждом занятии, но в различной мере. В результате конструктивного использования трех видов обучения и визуализации знаний решается проблема постепенного возрастания творческих и экспе-риментальных процессов у студентов. Из наблюдений за студентами выявлено, что конструктивистский подход способствует решению задачи инкультурации субъектов, выполняющих культурно-обусловленную систему познания и конструирования артефактов визуальной культуры.

Summary. The article is based on the concept of a constructionism in the formation of creative visual culture specialists in education. The subject of the study is the process of constructing visual images. The following research methods are used as the main ones: analysis of the conceptual provisions of the constructionism; theoretical analysis of the constructive process; modeling of knowledge visualization in accordance with the goals and means available at students. The construction of artifacts of culture depends on: the analysis of theoretical premises, the solution of object system organization problems and practical experiment with knowledge. According to the constructive process in the education of students-designers, three types of training are used: developing, problem-heuristic and experimental, all types of training are used in the electronic form of visualization of knowledge in each exercise but in varying degrees. As a result of using constructiveness of three types of education and visualization of knowledge, the problem of the gradual increasing of creative and experimental processes among students is being solved. The conclusion that constructionism contributes to inculturation of students, performing system of cognition and design of artifacts of visual culture.


Ключевые слова: конструктивистский подход, инкультурация, умеренный и радикальный конструктивизм, виды обучения, визуализация знаний.

Key words: constructionism, inculturation, moderate and radical constructionism, types of training, visual-ization of knowledge.


«Ученые записки КнАГТУ». № II - 2(30) 2017 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 64 - 70

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue II - 2(30) 2017 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 64 - 70


DOI 10.17084/2017.II-2(30).14


References


1. Bernshtein, B. M. Vizualnyi obraz i mir iskusstva: istoricheskie ocherki / B. M. Bernshtein. – SPb.: Petropolis, 2006. – 566 s.

2. Bodrov, V. N. Orientirovannaia na tseli vizualizatsiia znanii / V. N. Bodrov, V. V. Magalashvili // Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo. – 2008. – T. 11, № 1. – S. 420-433.

3. Vizualnaia sotsiologiia. Fotografiia kak metod issledovaniia / per. s polskogo N. V. Morozovoi. – 2-e izd. – M.: Logos, 2010. – 168 s.

4. Kniazeva, E. N. Enaktivizm: novaia forma konstruktivizma v epistemologii / E. N. Kniazeva. – SPb.: Universitetskaia kniga, 2014. – 352 s.

5. Rozin, V. M. Vizualnaia kultura i vospriiatie: Kak chelovek vidit i ponimaet mir / V. M. Rozin. – 5-e izd. – M.: LIBROKOM, 2012. – 272 s.

6. Sistemnyi analiz i priniatie reshenii: slovar-spravochnik / pod red. V. N. Volkovoi, V. N. Kozlova. – M.: Vyssh. shk., 2004. – 616 s.

7. Teoreticheskaia kulturologiia: entsiklopediia kulturologii / A. V. Akhutin, V. P. Vizgin [i dr.]. – M.: Akademicheskii Proekt; Ekaterinburg: Delovaia kniga; RIK, 2005. – 624 s.

8. Kolb, David A. On experiential learning / A. David Kolb. [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: www.infed.org/biblio/b-explrn.htm (data obrashcheniia 25.03.1915).


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2017 N. D. Kalina. This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2017 Калина Н. Д. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ, НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ИНКУЛЬТУРАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАНИИ» созданное автором по имени Калина Н. Д., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2017/II-2(30)/14.htm