GESAMTKUNSTWERK РИХАРДА ВАГНЕРА: ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ВНЕМУЗЫКАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

GESAMTKUNSTWERK OF RICHARD WAGNER: THE INTEGRATION OF MUSICAL AND EXTRAMUSICAL ARTISTIC MEANS


Элькан Ольга Борисовна – кандидат культурологии, проректор по научной и творческой работе Крымского университета культуры, искусств и туризма (Россия, Республика Крым, Симферополь); 295017, г. Симферополь, ул. Киевская, 39; тел. 8(3652)276458. E-mail: elkanolga@gmail.com.

Ms. Olga B. Elkan – Candidate of Culture Studies, Vice-rector for research and creative work, Crimean University of Culture, Arts and Tourism (Russia, Republic of Crimea, Simferopol); 295017, Simferopol, Kievskaya st., 39; tel. 8(3652)276458. E-mail: elkanolga@gmail.com.


Аннотация. Стремление к синестетизму проявляется еще в эпохе барочного искусства – в музыкальной символике и музыкальной риторике И. С. Баха, служивших вербализации музыкального текста. «Знающему» слушателю инструментальные произведения Баха открывают конкретное образное, психологическое и философско-религиозное содержание, транслируют мысли, образы и сюжеты Священного Писания. Однако только у немецкого композитора, дирижера и теоретика искусства, крупнейшего реформатора оперы Рихарда Вагнера тема синтеза искусств и синестетизма восприятия художественного произведения достигает высокого уровня теоретического обобщения. В основе концепции Вагнера Gesamtkunstwerk лежит общее представление о синестетизме в человеческом восприятии, обращение к катарсису и преображению социального миропорядка. Вагнер находит новые формы организации художественного пространства – посредством мощной и сложной системы образов его опер, базирующихся на мифологических архетипах, а также системы чисто музыкальной символики – лейтмотивов. Идеи Gesamtkunstwerk оказали значительное влияние на немецкую культуру, в первую очередь культуру музыкальную, и получили дальнейшее развитие в научных трудах и художественном творчестве немецких постромантиков и представителей Новой венской школы.

Summary. The era of Baroque art showed a tendency to the synesthetism in musical symbolism and musical rhetoric of J.S. Bach, which served the verbalization of the musical text. Bach’s instrumental works reveal a specific figurative, psychological and philosophical-religious content; transfer some thoughts, images and stories of Sacred Scripture to the experienced listener. However, the German composer, conductor and theorist of art, the major reformer of Opera Richard Wagner was the first who brought the topic of synthesis of arts and synesthetism of the artwork perception to the high level of theoretical generalization. The Wagner's concept Gesamtkunstwerk is based on the general idea of synesthesia in human perception, the appeal to the catharsis and transformation of the social order. Wagner found some new forms of organization of artistic space through the great and complicated system of images of his operas based on mythological archetypes, as well as the system of purely musical symbols – leitmotivs. The idea of Gesamtkunstwerk had a significant influence on German culture, especially the culture of music and spread in the scientific works and artistic heritage of German postromantic and representatives of the New Vienna School.


Ключевые слова: Р. Вагнер, Gesamtkunstwerk, музыка, литература, синтез искусств, синестезия, лейтмотив.

Key words: R. Wagner, Gesamtkunstwerk, music, literature, synthesis of arts, synesthesia, leitmotiv.


«Ученые записки КнАГТУ». № III - 2(31) 2017 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 85 - 90

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue III - 2(31) 2017 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 85 - 90


DOI 10.17084/2017.III-2(31).17


References


1. Barsova, I. A. Simfonii Gustava Malera / I. A. Barsova. – M.: Sov. kompozitor, 1975. – 496 s.

2. Borisov, O. S. K voprosu o kulturno-istoricheskoi transformatsii poniatiia «Sintez iskusstv» / O. S. Borisov, N. V. Filicheva // Vestnik LGU im. A. S. Pushkina. – 2010. – T. 2. – № 4. – S. 154-161.

3. Vagner, R. Izbrannye raboty / sost. i komm. I. A. Barsovoi i S. A. Osherova; vst. st. A. F. Loseva. – M.: Iskusstvo, 1978. – 695 s.

4. Druskin, M. S. Istoriia zarubezhnoi muzyki] / M. S. Druskin. – Vyp. 4. – M.: Muzyka, 1983. – 528 s.

5. Zavadskaia, E. V. Kultura Vostoka v sovremennom zapadnom mire / E. V. Zavadskaia. – M.: Nauka, 1977. – 168 s.

6. Ivanova, O. N. Gesamtkunstwerk: kulturfilosofskie osnovaniia, ikh reprezentatsiia v teoreticheskom i khudozhestvennom nasledii R. Vagnera: avtoref. diss… kand. kulturologii / O. N. Ivanova. – Kirov, 2007. [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://cheloveknauka.com/gesamtkunstwerk-kulturfilosofskie-osnovaniya-ih-reprezentatsiya-v-teoreticheskom-i-hudozhestvennom-nasledii-r-vagnera (data obrashcheniia 18.05.2017).

7. Istoriia zarubezhnoi muzyki / pod obshch. red. V. V. Smirnova // Vyp. 6 (Nachalo XX veka – seredina XX veka) – SPb.: Kompozitor, 2001. – 632 s.

8. Kaabak, L. V. Babochki v mifakh, legendakh i literature / L. V. Kaabak // Khimiia i zhizn. – 2006. – № 11. – S. 63.

9. Koliadenko, N. P. Sinestetichnost muzykalno-khudozhestvennogo soznaniia (na materiale iskusstva XX veka): avtoref. diss. …d-ra iskusstvovedeniia / N. P. Koliadenko. – Novosibirsk, 2006. – 49 s.

10. Leksikon nonklassiki. Khudozhestvenno-esteticheskaia kultura XX veka / pod red. V. V. Bychkova. – M.: Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia (ROSSPEN). – 2003. – 607 s.

11. Losev, A. F. Filosofskii kommentarii k dramam Rikharda Vagnera / A. V. Losev; sost. A. A. Takho-Godi; obshch. red. A. A. Takho-Godi i I. I. Makhankova; avt. poslesl. V. V. Bychkov i M. M. Gamaiunov // Forma – Stil – Vyrazhenie: sb. – M.: Mysl, 1995. – 944 s.

12. Mann, T. Sobranie sochinenii: v 10 t. T. 5. Doktor Faustus: Zhizn nemetskogo kompozitora Adriana Leverkiuna, rasskazannaia ego drugom: roman / T. Mann; per. s nem. S. Apta, N. Man; prim. A. Gabrichevskogo. – M.: Goslitizdat, 1960. – 695 s.

13. Ramachandran, V. Mozg rasskazyvaet. Chto delaet nas liudmi / V. Ramachandran. – M.: Karera Press, 2016. – 414 s.

14. Rudnev, V. P. Slovar kultury KhKh veka / V. P. Rudnev. – M.: Agraf, 1997. – 384 s.

15. Elkan, O. B. Muzykalnye istochniki «Doktora Faustusa» T. Manna: R. Vagner kak prototip Leverkiuna / O. B. Elkan // Vestnik MGUKI. – 2016. – № 2 (70). – S. 113-119.

16. Wagner, I. Where is Wagner's Faust? Lecture to the Wagner Society. 13 May 2004 / I. Wagner [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://web.archive.org/web/20120205015040/http://www.americangoethesociety. org/article_wagners_faust.php (data obrashcheniia 20.05.2017).


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2017 O. B. Elkan . This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2017 Элькан О. Б. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «GESAMTKUNSTWERK РИХАРДА ВАГНЕРА: ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ВНЕМУЗЫКАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ» созданное автором по имени Элькан О. Б., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2017/III-2(31)/17.htm