МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАУЧНОЙ СФЕРЫ

MUSICAL DIALECOLOGY. THEORETICAL AND HISTORICAL ASPECTS OF DEFINITION OF THE SCIENTIFIC SPHERE


Юдина Вера Ивановна – доктор культурологии, профессор кафедры теории и истории музыки ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» (Россия, Орёл). E mail: udina@ orel.ru.

Ms. Vera I. Yudina – Doctor of Cultural Studies, Professor, Department of Theory and History of Music, Oryol State Institute of Culture (Russia, Oryol). E mail: udina@ orel.ru.


Аннотация. В статье предпринята попытка определить некоторые параметры музыкальной диа-лектологии как научной области, исследующей территориальные разновидности музыкального языка. На основе сопоставления с общим языкознанием выявляются теоретические параметры данной научной сферы (области исследования, понятийного аппарата, методологии и аналитических методов). Дан экскурс в историю музыкальной диалектологии, определяется характер ее раз-работанности на данный момент.

Summary. The article attempts to define some of the parameters of musical dialectology as a scientific field that explores the territorial variety of the musical language. Based on comparison with General theoretical linguistics the author identifies the parameters of the given scientific sphere (the sphere of research, terminology, methodology and analytical methods). The author gives the insight into the history of musical dialects, and determines the character of its development at the moment.


Ключевые слова: музыкальный диалект, диалектология, фольклористика, региональный вариант, фольклорная зона, этномузыкознание, ареальные исследования, жанровый комплекс.

Key words: musical dialect, dialectology, folklore studies, regional variant, a folklore area, etnomusicology, areal researches, genre complex.


«Ученые записки КнАГТУ». № IV - 2(32) 2017 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 38 - 43

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue IV - 2(32) 2017 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 38 - 43


DOI 10.17084/2017.IV-2(32).8


References


1. Vlasova, Z. I. Kollektsiia liricheskikh pesen v sobranii P. V. Kireevskogo / Z. I. Vlasova // Russkii folklor: materialy i issledovaniia. T. VII. – M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1962. – S. 328-342.

2. Gippius, E. V. Problemy arealnogo issledovaniia traditsionnoi russkoi pesni v oblastiakh ukrainskogo i belorusskogo pogranichia / E. V. Gippius // Traditsionnoe narodnoe muzykalnoe iskusstvo i sovremennost (voprosy tipologii) (Trudy GMPI im. Gnesinykh. Vyp. 60) / otv. red. M. A. Engovatova. – M., 1982. – S. 5-13.

3. Goshovskii, V. L. Folklor i kibernetika / V. L. Goshovskii // Sovetskaia muzyka. – 1964. – № 11. – S. 74-83.

4. Goshovskii, V. L. U istokov narodnoi muzyki slavian: ocherki po muzykalnomu slavianovedeniiu / V. L. Goshovskii. – M.: Sovetskii kompozitor, 1971. – 304 s.

5. Dobrovolskii, B. M. Zametki o metodike tekstologicheskoi raboty s zapisiami narodnoi pesni / B. M. Dobrovolskii // Printsipy tekstologicheskogo izucheniia folklora: sb. st. / otv. red. B. N. Putilov. – M.; L.: Nauka, 1966. – S. 138-154.

6. Dorokhova, E. A. Obriady i pesni zhiznennogo tsikla / E. A. Dorokhova // Narodnoe muzykalnoe tvorchestvo: ucheb. / otv. red. O. A. Pashina. – SPb.: Kompozitor, 2005. – S. 169-247.

7. Efimenkova, B. B. K tipologii svadebnykh ritualov vostochnykh slavian / B. B. Efimenkova // Muzyka russkoi svadby: problemy regionalnogo issledovaniia: tezisy dokladov nauch.-prakt. konf. (Smolensk). – M., 1987. – S. 8-15.

8. Zemtsovskii, I. Etnomuzykovedcheskie zametki ob etnicheskoi traditsii / I. Zemtsovskii // Folklor i narodnaia kultura. In memoriam / B. N. Putilov. – SPb.: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2003. – S. 292-313.

9. Kvitka, K. V. Ob istoricheskom znachenii kalendarnykh pesen / K. V. Kvitka // Izbrannye trudy v dvukh tomakh. T. 1. – M.: Sovetskii kompozitor, 1971. – S. 73-102.

10. Kocharova, G. Proiavleniia natsionalnogo stilia v muzyke v aspekte problemy kulturnogo etnogeneza i muzykalnoi etnologii [Elektronnyi resurs] / G. Kocharova // Muzykalnaia nauka na postsovetskom prostranstve: materialy Mezhdunar. internet-konferentsii. – Rezhim dostupa: http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/03/Kocharova.pdf.

11. Kremer, A. I. Pesni Voronezhskoi gubernii / A. I. Kremer // Voronezhskie gubernskie vedomosti. – 1852. – № 34.

12. Maslov, A. L. Byliny, ikh proiskhozhdenie, ritmicheskii i melodicheskii sklad / A. L. Maslov // Russkaia mysl o muzykalnom folklore: materialy i dokumenty / sost. P. A. Vulfiusa. – M., 1979. – S. 292-313.

13. Moshkov, V. A. Nekotorye provintsialnye osobennosti v russkom narodnom penii / V. A. Moshkov // Baian. – 1890. – № 4. – S. 49-53.

14. Russkie narodnye liricheskie pesni. Opyt sistematicheskogo svoda liricheskikh pesen s obie-iasneniem variantov so storony bytovogo i khudozhestvennogo ikh soderzhaniia N. M. Lopatina, s polozheniem pesen dlia golosa s fortepiano V. P. Prokunina i s prilozheniem polnoi rasstanovki slov nekotorykh variantov po ikh napevu / pod red. V. Beliaeva. – M.: Gos. muz. izd-vo, 1956. – 458 s.

15. Sakharov, I. Pesni russkogo naroda / I. Sakharov. – M., 1838.

16. Stakhovich, M. A. Russkie narodnye pesni. Predislovie k III tetradi / M. A. Stakhovich; predisl., red. i prim. N. Vladykinoi-Bachinskoi. – M.: Muzyka, 1964. – 74 s.

17. Trutovskii, V. Sobranie russkikh prostykh pesen s notami / V. Trutovskii; pod red. V. A. Beliaeva. – M.: Gos. muz. izd-vo, 1953. – 184 s.

18. Chicherov, V. I. Shkoly skazitelei Zaonezhia / V. I. Chicherov. – M.: Nauka, 1982. – 197 s.

19. Shchurov, V. O regionalnykh traditsiiakh v russkom narodnom muzykalnom tvorchestve / V. Shchurov // Muzykalnaia folkloristika. Vyp. 3. – M.: Sovetskii kompozitor, 1986. – S. 11-47.

20. Iudina, V. I. Problema lokalnosti muzykalnogo folklora v kulturologicheskom rakurse / V. I. Iudina // Samarskii nauchnyi vestnik. – 2014. – № 4 (9). – S. 149-150.


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2017 V. I. Yudina . This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2017 Юдина В. И. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАУЧНОЙ СФЕРЫ» созданное автором по имени Юдина В. И., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2017/IV-2(32)/8.htm