СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ТЯЖЕСТИ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ МИННО-ВЗРЫВНЫХ ТРАВМ

MODERN APPROACHES TO GRAVITY ASSESSMENT OF DAMAGES WHEN MODELING MINE AND EXPLOSIVE INJURIES


Чернышов Евгений Александрович – доктор технических наук, профессор кафедры теплофизики, автоматизации и экологии печей Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева (Россия, Нижний Новгород); тел.: + 7 (831) 436-03-02. E-mail: nil_st@nntu.ru

Mr. Evgeny A. Chernyshov – Doctor of Engineering, Professor of the Department of thermal physics, automation and ecology of furnaces Nizhny Novgorod state technical university named after R.E. Alekseev (Russia, Nizhny Novgorod); tel.: + 7 (831) 436-03-02. E-mail: nil_st@nntu.ru.

Романов Иван Дмитриевич - инженер Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева (Россия, Нижний Новгород); тел.: + 7 (831) 436-03-02. E-mail: nil_st@nntu.ru

Mr. Ivan D. Romanov – engineer at Nizhny Novgorod state technical University named after R. E. Alekseev (Russia, Nizhny Novgorod); tel.: + 7 (831) 436-03-02. E-mail: nil_st@nntu.ru.

Романов Алексей Дмитриевич – инженер Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева (Россия, Нижний Новгород); тел.: + 7 (831) 436-03-02. E-mail: nil_st@nntu.ru

Mr. Alexey D. Romanov – engineer at Nizhny Novgorod state technical University named after R. E. Alekseev (Russia, Nizhny Novgorod); tel.: + 7 (831) 436-03-02. E-mail: nil_st@nntu.ru.

Горбатов Роман Олегович – врач – травматолог-ортопед, руководитель лаборатории аддитивных технологий Приволжского исследовательского медицинского университета Минздрава России (Россия, Нижний Новгород); тел.: + 7 (831) 436-03-02. E-mail: nil_st@nntu.ru

Mr. Roman O. Gorbatov – the doctor – the traumatologist-the orthopedist, head of the laboratory of additive technologies of the Volga research medical University of the Ministry of health of Russia (Russia, Nizhny Novgorod); tel.: + 7 (831) 436-03-02. E-mail: nil_st@nntu.ru.


Аннотация. Аннотация. Особенностью современного общевойскового боя является широкое применение броне-техники. Однако в последнее время военные действия в конфликтах низкой интенсивности всё чаще носят партизанский характер, отличающийся широким применением мин и самодельных взрывных устройств. Особенностью минно-взрывных повреждений является то, что, не имея прямых аналогов среди традиционных механических повреждений, они представляют собой сложный, специфический вид политравмы, характеризующийся одновременным воздействием на пострадавшего совокупности механических и в ряде случаев термических и химических поражающих факторов. В настоящее вре-мя наиболее полно разработаны критерии для оценки повреждений, получаемых водителем и пасса-жирами при столкновении автомобиля. Критерии входят в регламенты по безопасности многих стран и используются во всём мире. Для расчётного определения тяжести повреждений экипажа при подры-ве техники оценки наибольшее распространение получил программный комплекс LS DYNA. Однако расчётные модели в ряде случаев некорректно оценивают возможные последствия для организма че-ловека, в частности повреждения внутренних органов, головного мозга, нижних конечностей. В ста-тье приведена информация о различных методиках оценки повреждений, получаемых экипажем тех-ники при подрывах на минах. Особое внимание уделено повреждениям нижних конечностей, получа-емым при подрывах без пробития брони.

Summary. Summary. The peculiar feature of modern general fight is the broad application of armored vehicles. How-ever, military operations in the conflicts of low intensity are of the guerrilla character with wide use of mines and improvised explosive devices. Explosive damages and mines represent the complicated and specific type of a polyinjury that is characterized by simultaneous impact on the victim of set of mechanical and in some cases thermal and chemical striking factors. Explosive damages and mines do not have direct substi-tutes among traditional mechanical damages. Nowadays criteria for assessment of the injuries received by the driver and passengers at car collision are most fully developed. Criteria are included into safety regula-tions of many countries and are used around the world. To assess damages of crew when blasting the equipment LS DYNA program complex is widely applicable. However, calculating models in some cases do not correctly evaluate possible effects for a human body, in particular an internal injury, brain, the lower limbs. The authors provide information on different techniques of damage assessment sustained by crew when blasting on mines. Special attention is paid to injuries of the lower limbs received when blasting with-out armor destruction.


Ключевые слова: Ключевые слова: экипаж, техника, мина, взрыв, повреждение нижних конечностей.

Key words: Key words: crew, equipment, mine, explosion, damage of the lower limbs.


«Ученые записки КнАГТУ». № II - 1(34) 2018 «Науки о природе и технике», с. 105 - 112

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue II - 1(34) 2018 «Engineering and Natural Sciences», p. 105 - 112


DOI 10.17084/III-1(34).12


References


1. Felichano, D. V. Travma. V 3 t. T 3. / D. V. Felichano, K. L. Mattoks, E. E. Mur; per. s angl.; pod. red. L. A. Iakimova, N. L. Matveeva. – M.: Izd-vo Panfilova, 2013. – 576 s.

2. Gumanenko, E. K. Voenno-polevaia khirurgiia: ucheb. dlia studentov med. vuzov / E. K. Gumanenko. – M.: GEOTAR-Media, 2008. – 768 s., s ill.

3. British Crown copyright 2003 / DSTL – published with the permission of the Controller of Her Majesty’s Stationary Office.e

4. Svirida, V. S. Osobennosti povrezhdenii u lichnogo sostava ekipazha bronetekhniki pri ee podry-ve: dis. … kand. med. nauk: 05.26.02 / Svirida Valerii Stepanovich. – SPb., 2013. – 112 s.

5. Horn, K. Lightening Body Armor / K. Horn // U.S. Army Technical Report of RAND Corp. – 2011. – 66 p.

6. Pantiukhov, A. P. Prognozirovanie sanitarnykh poter' / A. P. Pantiukhov // Organizatsiia meditsin-skogo obespecheniia Vooruzhennykh Sil. – 2007. – № 3. – S. 3-5.

7. Korolev, G. E. Issledovanie boevykh povrezhdenii obraztsov otechestvennoi bronetankovoi tekhniki / G. E. Korolev, R. Z. Mamleev // Vestnik bronetankovoi tekhniki, 1991. – № 8. – S. 15-20.

8. Rabinovich, B. A. O nepravomernosti ispol'zovaniia kriteriia HIC (HEAD INJURY CRITERIA) dlia otsenki travmobezopasnosti golovy cheloveka pri udare / B. A. Rabinovich, N. A. Kulakov // Zhurnal avtomobil'nykh inzhenerov. – 2015. – № 5(94). – S. 10-15.

9. United States Code of Federal Regulations, Title 14, Part 27. Airworthiness Standards: Normal Category Rotorcraft, 14 CFR 27.562 (Subpart 562) from october 1, 2002. – Washington (DC). – 2002.

10. Titov, R. V. Opredelenie porogov travmobezopasnosti i letal'nosti pri podryve bronetekhniki / R. V. Titov, I. A. Solov'ev, V. S. Svirida, I. A. Shperling, A. A. Galaka // Vestnik Rossiiskoi voen-no-meditsinskoi akademii. – № 3(51). – 2015. – S. 133-139.

11. Shu Yang and Chang Qi Blast-Resistant Improvement of Sandwich Armor Structure with Aluminum Foam Composite // School of Automotive Engineering, State Key Laboratory of Structural Analysis for In-dustrial Equipment, Dalian University of Technology. – Vol. 2013. – 8 p.

12. Kulakov, N. A. Osobennosti konstruktsii energopogloshchaiushchikh kresel, ispol'zuemykh v avtobro-netankovoi i aviatsionnoi tekhnike / N. A. Kulakov, E. V. Gavrilov // Izvestiia MGTU (MAMI). – 2014. – T. 1. – № 1(19). – S. 29-38.

13. Riabov, D. M. Otsenka vliianiia sposobov zakrepleniia sidenii na zhivuchest' ekipazha pri podryve broneavtomobilia / D. M. Riabov, A. A. Smirnov, D. O. Butarovich // Izvestiia vysshikh uchebnykh zavede-nii. Mashinostroenie. – 2012. – № 3. – S. 43-47.

14. Grujicic, M. Computational investigation of the effect of up-armouring on the reduction in occupant in-jury or fatality in a prototypical high-mobility multi-purpose wheeled vehicle subjected to mine blast / M Grujicic, G Arakere, W C Bell, I Haque: proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part D // Journal of Automobile Engineering. – 2009. – 223: 903 DOI: 10.1243/09544070JAUTO1170.

15. Numerical simulation of armored vehicles subjected to undercarriage landmine blasts DOI: 10.1007/s00193-015-0576-1.

16. Gavrilov, E. V. Razrabotka spetsial'nogo prisposobleniia dlia otsenki peregruzok nog ekipazha av-tobronetankovoi tekhniki pri podryve na minakh / E. V. Gavrilov, I. V. Panichenko, N. A. Kulakov // Vooruzhenie, voennaia tekhnika i boepripasy: sb. nauch. statei. Forum luchshikh studentov tekhnicheskikh vuzov Rossii / redkol.: V. K. Baltian (otv. red.) i dr. – M.: Assotsiatsiia tekhn. un-tov, 2015. – S. 96-99.

17. Riabov, D. M. Otsenka vliianiia razmeshcheniia nizhnikh konechnostei ekipazha broneavtomobilia na trav-mobezopasnost' pri podryve / D. M. Riabov, A. A. Smirnov, D. O. Butarovich // Izvestiia vysshikh ucheb-nykh zavedenii. Mashinostroenie. – 2012. – № 3. – S. 43-48.

18. Reinecke, J. D. A safe and secure South Africa Vehicle landmine protection validation testing / J. D. Reinecke, I. M. Snyman, R. Ahmed, F. J. Beetge // Available from: Izak Marius Snyman, Mar 31, 2014. See discussions, stats, and author profiles for this publication at: https: // www.researchgate.net/publication/30510871.

19. Pandelani, Th. The evaluation of the south african surrogate leg for landmine protection injury meas-urements / Th. Pandelani, D. Reinecke, Fr. Beetge // Seventh South African Conference on Computational and Applied Mechanics SACAM10 Pretoria. – 2010.

20. Proizvoditel' kresel povyshennoi zashchishchennosti [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http: // www.autoflug.de, svobodnyi. – Zagl. s ekrana (data obrashcheniia: 25.05.2018).

21. Pandelani, T. An investigation of the forces within the tibiae at typical blast loading rates – with different boots: thesis presented for the Degree of master of science in the Department of Mechanical Engineering in the special field of Impact Biomechanics University of Cape Town / Pandelani Thanyani. – 2014.

22. Bergeron, D. M. Assessment of foot protection against anti-personnel landmine blast using a frangible surrogate leg / D. M. Bergeron, G. G. Coley, M. S. Rountree, I. B. Anderson // UXO Forum, New Orleans. – 2001.


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2018 E. A. Chernyshov, I. D. Romanov, A. D. Romanov, R. O. Gorbatov. This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2018 Чернышов Е. А., Романов И. Д., Романов А. Д., Горбатов Р. О. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ТЯЖЕСТИ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ МИННО-ВЗРЫВНЫХ ТРАВМ» созданное автором по имени Чернышов Е. А., Романов И. Д., Романов А. Д., Горбатов Р. О., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2018/II-1(34)/12.htm