ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. Н. А. БЕСТУЖЕВА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

THE GENESIS OF THE STATE RUSSIAN DRAMA THEATRE NAMED AFTER N. A. BESTUZHEV: HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS


Некрашевич Виктория Викторовна – аспирантка Восточно-Сибирского государственного института культуры, главный администратор Государственного русского драматического театра им. Н. А. Бестужева (Россия, Улан-Удэ); 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1; тел.: +7 (914) 834-35-05. E-mail: vinek17@mail.ru

Ms. Victoria V. Nekrashevich – a postgraduate student, East Siberian state Institute of culture, chief administrator of the state Russian drama theatre named after N. Ah. Bestuzhev (Russia, Ulan-Ude); 670031, Ulan-Ude, 1 Tereshkova str.; tel.: +7 (914) 834-35-05. E-mail: vinek17@mail.ru.


Аннотация. Аннотация. Русский драматический театр Бурятии прошёл большой, сложный и противоречивый путь своего становления и развития. За время его формирования выдающиеся представители русской нацио-нальной культуры и театральной школы занимались организацией театрального дела, репертуара, режиссу-ры, актёрского творчества, декоративного оформления спектакля и т. д. Характер русского театра всегда был глубоко патриотичен, а в процессе государственного строительства на любом этапе своеобразие рус-ского сценического реализма, проникнутого идеей просветительства и глубокого гуманизма, он определял творческую самобытность «русской школы» театрального искусства. Всё это обеспечило русскому театру значимую роль во всём мире. В статье рассматриваются генезис и начальный этап становления Государ-ственного русского драматического театра им. Н. А. Бестужева, отметившего в 2018 году 90-летие. Авто-ром анализируются факторы, повлиявшие на развитие театральной жизни Бурятии в дореволюционный пе-риод, прослеживаются тенденции и своеобразие социкультурных процессов после Октябрьской революции, даётся характеристика времени и событиям, которые предшествовали появлению первого профессиональ-ного театра республики.

Summary. Summary. Russian drama theatre in Buryatia has passed a long way of formation and development, which was quite complicated and contradictory. Ooutstanding representatives of the Russian national culture and the theater school were engaged in the organization of theatrical business, repertoire, directing, acting, and decorative design of the play. Russian drama theatre has always been deeply patriotic. Therefore, in the process of state-building at any stage, the originality of Russian stage realism was imbued with the idea of enlightenment and deep humanism, which determined the creative identity of the «Russian school» of theatrical art. All this provided the Russian thea-ter with a significant role in the world. The article deals with the genesis and the initial stage of formation of the State Russian drama theatre named after N. Ah. Bestuzhev. This theater celebrated its 90th anniversary in 2018. The author analyzes the factors that influenced the development of theatrical life in Buryatia in the pre-revolutionary period, traces the trends and originality of the socio-cultural processes after the October revolution, gives a description of the time and events that preceded the appearance of the first professional theater of the Re-public.


Ключевые слова: Ключевые слова: культура Бурятии, театральная культура, русский драматический театр, русская теат-ральная традиция, репертуар, зритель.

Key words: Key words: culture of Buryatia, theatrical culture, Russian drama theatre, Russian theatrical tradition, repertoire, audience.


«Ученые записки КнАГТУ». № II - 2(38) 2019 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 84 - 89

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue II - 2(38) 2019 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 84 - 89


DOI 10.17084/III-2(38).15


References


1. Amgalanova, M. V. Vzaimodeistvie kul'tur v sfere khudozhestvennogo tvorchestva (na primere buriatskoi i mongol'skoi dramaturgii 1920–1940-kh gg.) / M. V. Amgalanova. – Ulan-Ude: IPK FGBOU VSGAKI, 2008. – 151 s.

2. Amgalanova, M. V. Istoriko-kul'turologicheskii analiz fenomena repressirovannoi kul'tury (na ma-terialakh literatury Buriatii 1920-kh gg. / M. V. Amgalanova. – Ulan-Ude: IPK FGBOU VO VSGIK, 2017. – 208 s.

3. Delezha, E. M. Rol' politicheskikh ssyl'nykh v razvitii teatral'nogo dela v Zabaikal'e / E. M. Delezha // Buriatiia XVII – nachala KhKh veka. Ekonomika i sotsial'no-kul'turnye protsessy. – Novosibirsk: Nauka. Sib. otd-nie, 1989. – S. 160-176.

4. Manzyreva, E. S. Khudozhestvennaia kul'tura gorodov Vostochnoi Sibiri (XIX – nachalo XX veka) / E. S. Manzyreva. – Ulan-Ude: IPK FGBOU VSGAKI, 2014. – 127 s.

5. Naidakova, V. Ts. Buriatskii sovetskii dramaticheskii teatr / V. Ts. Naidakova. – Ulan-Ude: Bur. kn. izd-vo, 1974. – 276 s.

6. Naidakova, V. Ts. Natsional'nye teatry Sibiri. Teatry Buriatii / V. Ts. Naidakova. – Ulan-Ude: IPK FGBOU VSGAKI, 2011. – 127 s.

7. Politov, A. A. Iz istorii russkoi teatral'noi kul'tury v Buriatii (1917–1929 gody) / A. A. Politov. – Ulan-Ude: Bur. kn. izd-vo, 1972. – 114 s.PRIMEChANIE1. Gil'mulina, E. A. Gosudarstvennyi russkii dramaticheskii teatr v Buriatii: stanovlenie i razvitie professional'nogo teatral'nogo iskusstva [Elektronnyi resurs] / E. A. Gil'mulina. – Rezhim dostupa: http://www.dslib.net/teorja-kultury/gosudarstvennyj-russkij-dramaticheskij-teatr-v-burjatii-stanovlenie-i-razvitie.html.


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2019 V. V. Nekrashevich. This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2019 Некрашевич В. В. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. Н. А. БЕСТУЖЕВА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» созданное автором по имени Некрашевич В. В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2019/II-2(38)/15.htm