ДВА ФИЛЬМА: ДВЕ КОНЦЕПЦИИ, ДВЕ ПАРАДИГМЫ, ДВА КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБА ОСМЫСЛЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

TWO FILMS: TWO CONCEPTIONS, TWO PARADIGMS, TWO CINEMATIC WAYS OF UNDERSTANDING REALITY


Фёдоров Юрий Валентинович – кандидат философских наук, главный режиссёр Крымского акаде-мического русского драматического театра им. М. Горького, заслуженный артист Украины, доцент кафедры театрального искусства Крымского университета культуры, искусств и туризма (Россия, Симферополь); тел.: +7 (978) 830-87-55. E-mail: Fedorov_Juriy@mail.ru

Mr. Yuri V. Fedorov – PhD, chief Director of the Crimean academic Russian drama theatre M. Gorky, honored artist of Ukraine, associate Professor of the Department of theater arts of the Crimean University of culture, arts and tourism (Russia, Simferopol); tel.: +7 (978) 830-87-55. E-mail: Fedorov_Juriy@mail.ru.


Аннотация. Аннотация. В данной статье представлен анализ двух отечественных художественных фильмов раз-ных лет – «Город Зеро» (1988 г., режиссёр К. Шахназаров) и «Страна ОЗ» (2015 г., режиссёр В. Си-гарев). С помощью сравнительного анализа этих фильмов автор делает выводы о двух принципиально разных подходах к художественному (кинематографическому) отображению проблем современного социума, обозначает абсолютно разные режиссёрско-постановочные концепции и особенности пара-дигмального режиссёрского мышления. В статье поднимаются вопросы этического и нравственного осмысления Художником проблемных реалий современного социума, концепций их кинематографи-ческого воплощения, образных форм и приёмов их подачи на экране. По мнению автора статьи, под-линный Художник имеет право «открывать глаза» зрителю на глубокие социальные проблемы, ука-зывая на серьёзные зоны социальных рисков, однако он не должен заставлять кинозрителя восприни-мать мир сквозь призму собственных проблемных мировоззренческих и духовно-нравственных по-строений, а главное, собственных психоэмоциональных акцентуаций и душевных болезней. Автор статьи считает, что в контексте активной вестернизации мировой культуры нравственные аспекты отечественного кинематографа представляются сегодня особенно актуальными. На примере этих двух фильмов автор затрагивает вопросы аксиологической амбивалентности отечественной кинопро-дукции как элемента массовой (агрессивной и болезненной) культуры с позиций «нравственной эко-логии» и смысложизненных идеалов.

Summary. Summary. This article analyzes two domestic feature films of different years and different Directors: «The city of zero» (1988, director K. Shakhnazarov) and «The country of Oz» (2015, director V. Sigarev). On the comparative analysis of these films the author draws conclusions about two fundamentally different ap-proaches to the artistic (cinematic) representation of the problems of modern society, denotes completely different Director-staging concepts and features of the paradigm of Director's thinking. The article raises the issues of ethical and moral understanding оf the artist's problem realities of modern society, the concepts of their cinematic embodiment, figurative forms and methods of their presentation on the screen. According to the author, a true Artist has the right to «open his eyes» to the viewer to the deep social problems, pointing to the serious zones of social risks, but he should not force the viewer to perceive the world through the prism of his own problematic worldview and spiritual and moral constructions, and most importantly, his own psycho-emotional accentuations and mental illnesses. The author of the article believes that in the context of active Westernization of world culture, the moral aspects of the national cinema are particularly relevant to-day. On the example of these two films the author touches upon the issues of axiological ambivalence of domestic film production as an element of mass (aggressive and painful) culture from the standpoint of «moral ecology» and life ideals.


Ключевые слова: Ключевые слова: кинематограф, ценности, творчество, образ, психосексуальная извращённость, де-формация, вырождение.

Key words: Key words: cinema, values, creativity, image, psychosexual perversion, deformation, degeneration.


«Ученые записки КнАГТУ». № III - 2(39) 2019 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 69 - 74

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue III - 2(39) 2019 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 69 - 74


DOI 10.17084/IV-2(39).10


References


1. Likhachev, D. S. Russkaia kul'tura: sbornik / D. S. Likhachev. – M.: Iskusstvo, 2000. – S. 97–98.

2. Lazarev, F. V. Mnogomernyi chelovek. Vvedenie v interval'nuiu antropologiiu / F. V. Lazarev, B. A. Littl. – Simferopol': SONAT, 2001. – 264 s.

3. Lazarev, F. V. Antropologicheskii manifest / F. V. Lazarev. – Simferopol', SONAT, 2007. – S. 35–41.

4. Antropologicheskie vyzovy sovremennosti: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – Simfero-pol': Dolia, 2008. – 96 s.

5. Davydova, I. N. Psikhologiia sud'by / I. N. Davydova. – M., 2012. – 196 s.

6. Fedorov, Iu. V. Zlo v mirovoi kul'ture XX stoletiia / Iu. V. Fedorov. – Simferopol': Azbuka, 2004. – 336 s.

7. Fedorov, Iu. V. Fenomen vyrozhdeniia: sotsiokul'turnye i tvorcheskie aspekty / Iu. V. Fedorov. – Simferopol': SGT, 2012. – 384 s.

8. Fil'm «Gorod Zero» i podrobnye kommentarii k nemu v Vikipedii [Elektronnyi resurs]. – Re-zhim dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=KV6ux8klsuY (data obrashcheniia: 15.07.2018).

9. Fil'm «Strana OZ» [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: https://hdmyvi.ru/4878-strana-oz-film-2015.html (data obrashcheniia: 04.06.2018).

10. O fil'me Karena Shakhnazarova «Gorod Zero» [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: https://management-club.com/chto-chitaem/s-g-kara-murza-manipulyatsiya-soznaniem/o-filme-gorod-zero-karena-shahnazarova.html (data obrashcheniia: 24.08.2018).

11. «Strana OZ»: otzyvy o fil'me kritikov i zritelei [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://fb.ru/article/276727/strana-oz-otzyivyi-o-filme-kinokritikov-i-zriteley (data obrashcheniia: 14.06.2018).


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2019 Yu. V. Fedorov. This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2019 Фёдоров Ю. В. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «ДВА ФИЛЬМА: ДВЕ КОНЦЕПЦИИ, ДВЕ ПАРАДИГМЫ, ДВА КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБА ОСМЫСЛЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ» созданное автором по имени Фёдоров Ю. В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2019/III-2(39)/10.htm