КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ РУССКОЙ ПОЭЗИИ: ГЕНДЕРНАЯ ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ ОБРАЗА РОССИИ

RUSSIAN POETRY CULTURE CODES: GENDER PARAMETRIZATION OF THE IMAGE OF RUSSIA


Прокофьева Виктория Юрьевна – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (Россия, Санкт-Петербург); 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Правды, 13; тел.: +7 (911) 986-45-46. E-mail: vicproc@rambler.ru

Ms. Viktoria Yu. Prokofeva – Grand Ph. D. in Philological Science, Full Professor, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television (Russia, Saint-Petersburg); 191119, Saint-Petersburg, 13 Truth str.; tel.: +7 (911) 986-45-46. E-mail: vicproc@rambler.ru.


Аннотация. Аннотация. В статье анализируются гендерные образы России, представленные русской поэзией ХХ века. Исследование проводилось методом представительной выборки фрагментов стихотворений российских авторов, включающих слово «Россия»; реконструкция поэтического образа основывалась на анализе лексико-грамматических моделей, формирующих образ страны. Выявлена повторяемость женских поэтических образов России на протяжении долгого периода, что позволяет относиться к ним как к культурным кодам. Женская параметризация поэтической России обусловлена устоявши-мися представлениями в культуре и воплощается в текстах в виде конкретных образов, наиболее частотные из которых Россия-мать, Россия-страдалица, Россия-Христос, причём последний имеет «женский вариант». Эти три образа появляются в поэзии в период социально-политических потрясений в стране: они зафиксированы в период Ок-тябрьского переворота, Великой Отечественной войны, развала Советского Союза и осмысления по-следствий этих событий.

Summary. Summary. The article analyzes the gender images of Russia, presented by Russian poetry of the 20th centu-ry. The study was conducted by a representative selection of fragments of poems by Russian authors, in-cluding the word «Russia», the reconstruction of the poetic image was based on the analysis of lexical and grammatical models that form the image of the country. The repeatability of women's poetic images of Rus-sia over a long period has been revealed, which makes it possible to treat them as culture codes. The female parametrization of poetic Russia is determined by the well-established notions in culture and is embodied in texts in specific images, the most frequent of which are Russia-mother, Russia-sufferer, Russia-Christ, and the latter has a «female version». All three images appear in poetry during the period of sociopolitical up-heavals in the country: they were set during the October Revolution, the Great Patriotic War, the collapse of the Soviet Union and the comprehension of its consequences.


Ключевые слова: Ключевые слова: культурный код, русская поэзия, гендерная параметризация, образ, Россия.

Key words: Key words: culture code, russian poetry, gender parametrization, image, Russia.


«Ученые записки КнАГТУ». № III - 2(39) 2019 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 82 - 85

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue III - 2(39) 2019 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 82 - 85


DOI 10.17084/IV-2(39).12


References


1. Kuz'mina, N. A. Kul'turnye znaki poeticheskogo teksta [Elektronnyi resurs] / N. A. Kuz'mina. – Rezhim dostupa: http://imit.omsu.ru/vestnik/articles/y1997-i1/a074/article.html (data obrashcheniia: 15.04.2019).

2. Prokof'eva, V. Iu. Zhenskie obrazy Rossii v russkoi poezii perioda Velikoi Otechestvennoi voi-ny / V. Iu. Prokof'eva // Rossiia v voinakh i lokal'nykh voennykh konfliktakh KhKh – nachala KhKhI veka: sb. nauch. trudov Vserossiiskoi nauch.-prakt. konferentsii, g. Sterlitamak, 28 sentiabria 2018 g. – Sterlitamak: Sterlitamakskii filial BashGU, 2018. – S. 248-252.

3. P'ianykh, M. F. Rossiia i revoliutsiia v poezii A. Bloka i A. Belogo. A. Blok, A. Belyi: dialog poetov o Rossii i revoliutsii / M. F. P'ianykh. – M., 1990. – S. 5-30.

4. Simbirtseva, N. A. «Kod kul'tury» kak kul'turologicheskaia kategoriia / N. A. Simbirtseva // Zna-nie. Ponimanie. Umenie. – 2016. – № 1. – S. 157-167.

5. Stepanov, Iu. S. Konstanty. Slovar' russkoi kul'tury. Opyt issledovaniia / Iu. S. Stepanov. – M., 1997. – 245 s.

6. Teliia, V. N. Refleksy arkhetipov soznaniia v kul'turnom kontsepte «Rodina» / V. N. Teliia // Sla-vianskie etiudy: sbornik k iubileiu S. M. Tolstoi. – M., 1999. – S. 466-476.

7. Cherenkova, Iu. V. Lokus «Rossiia» v russkoi poezii KhKh veka: leksicheskii aspekt: dis... kand. fi-lol. nauk: 10:02:01 / Cherenkova Iuliia Vladimirovna. – Orenburg, 2014. – 333 s.

8. Shatin, Iu. V. Shekspirovskii kod v poetike Borisa Pasternaka / Iu. V. Shatin // Kritika i semio-tika. – 2005. – Vyp. 8. – S. 213-219.

9. Epshtein, M. N. Poeziia kak samosoznanie kul'tury. Poeziia i sverkhpoeziia: o mnogoobrazii tvorche-skikh mirov / M. N. Epshtein. – SPb., 2016. – S. 127-138.


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2019 V. Yu. Prokofeva. This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2019 Прокофьева В. Ю. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ РУССКОЙ ПОЭЗИИ: ГЕНДЕРНАЯ ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ ОБРАЗА РОССИИ» созданное автором по имени Прокофьева В. Ю., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2019/III-2(39)/12.htm