ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ МОНТАЖ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «ПОЛТОРА ЧАСА ДО ОБЪЯТИЙ» РЕЖИССЁРА О. А. КАНИЩЕВА. «ДАЛЬТЕЛЕФИЛЬМ», 1969 г.)

POLYPHONIC MONTAGE AS A CREATIVE METHOD IN DOCUMENTARY CINEMA (ON THE EXAMPLE OF THE DOCUMENTARY FILM «ONE AND A HALF HOURS BEFORE THE EMBRACE» DIRECTED BY O. A. KANISHCHEVA. «DALTELEFILM», 1969)


Рычкова Ирина Владимировна – аспирантка Дальневосточного федерального университета (Рос-сия, Владивосток); 690922, Приморский край, остров Русский, Аякс, 10; тел.: +7 (902) 523-91-75. E-mail: veineya@mail.ru

Irina V. Rychkova – graduate student of the Far Eastern Federal University (Russia, Vladivostok); 690922, Primorsky territory, Russky Island, 10 Ajax; tel.: +7 (902) 523-91-75. E-mail: veineya@mail.ru.


Аннотация. Аннотация. Современная социальная структура культуры многослойна: высокие и низкие стили от-ражения действительности в ней совмещаются, создают многоголосие, полифонию. Особенно это проявляется в таком виде искусства, который и современен, и имеет традиции, уходящие корнями в театр, и сценическую образность, – кинематограф. Кинематограф XX века в его документальном жанре даёт основу для медийного творчества ХХI века. В своей работе мы обратили внимание на но-ваторство полифоничного монтажа в документальной драматургии студии «Дальтелефильм» и её режиссёра О. А. Канищева. Исследование полифонической структуры фильма даёт возможность по-стигнуть тонкости специфики режиссёрского творчества, проследить процесс создания художествен-ного образа в кино и сложной структуры кинопроизведения в целом. Предложены также разбор и изучение творческих методов в фильмах студии «Дальтелефильм». Одним из важнейших является полифонический монтаж, который соединяет кадр и звук в единое целое (полифонию), а в ряде случаев звук может играть более важную роль, чем изображение.

Summary. Summary. The modern social structure of culture is multi-layered, the high and low styles of reflection of reality in it are combined, creatе harmonized music, polyphony. This is particularly evident in the kind of art, that is both modern and has traditions that go back to the theater and stage imagery - cinema. The cinema of the 20th century in its documentary genre provides the basis for media creativity of the 21st century. In our work, we drew attention to the innovation of polyphonic montage in the documentary dramaturgy of «Daltelefilm» studio and its director O. A. Kanishcheva. The study of the polyphonic structure of the film makes it possible to comprehend the subtleties of the specifics of directorial creativity, to trace the process of creating an artistic image in cinema and the complex structure of film production as a whole. Also, the analysis and study of creative methods in the films of «Daltelefilm» studio are proposed. One of the most important is polyphonic montage, which connects the frame and sound into a single whole (polyphony), and in some cases sound can play a more important role than the image.


Ключевые слова: Ключевые слова: экранные искусства, полифонический монтаж, «Дальтелефильм», культурное про-странство, Дальний Восток, Владивосток, медиа.

Key words: Key words: screen arts, polyphonic montage, «Daltelefilm», cultural space, Far East, Vladivostok, media.


«Ученые записки КнАГТУ». № III - 2(39) 2019 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 37 - 44

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue III - 2(39) 2019 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 37 - 44


DOI 10.17084/IV-2(39).6


References


1. Vever, A. E. Polifoniia kak mirooshchushchenie i individual'nyi rezhisserskii metod v tvorchestve Alekseia Germana: dis … kand. iskusstvovedeniia: 17.00.03 / Vever Agnessa Evgen'evna. – Moskva, 2006. – 140 s.

2. Krakauer, 3. Priroda fil'ma. Reabilitatsiia fizicheskoi real'nosti / Z. Krakauer. – M., 1974. – 382 s.

3. Patrushev, V. G. Trun'ka o sebe, o svoikh poputchikakh i slavnom «Dal'telefil'me» / V. G. Patru-shev. – Vladivostok: Dal'izdat, 2014. – 347 s.

4. Materialy po istorii Primorskogo kraevogo komiteta po televideniiu i radioveshchaniiu // Arkhiv Primorskogo kraevedcheskogo muzeia im. V. K. Arsen'eva; ed. khr. «Rukopisi»: mashinopisnyi sb. sta-tei sotrudnikov Primorskogo kraevogo teleradiokomiteta. – Vladivostok, 1980. – S. 119.

5. Poltora chasa do obieiatii: videokhosting «Iutub» [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=19BmJEWXkEs (data obrashcheniia: 20.02.2019).

6. Oleg Kanishchev: Esli chelovek boitsia, nichego putnogo sozdat' nel'zia. Interv'iu Vasiliiu Avchenko // Novaia gazeta vo Vladivostoke. – 2012. – 29 noiabria. – № 164 [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://novayagazetavlad.ru/164/Kultura/OlegKanishchevEslichelovekboitsyanichegoputnogosozdatnelzya (data obrashcheniia: 30.07.2019).


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2019 I. V. Rychkova. This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2019 Рычкова И. В. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ МОНТАЖ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «ПОЛТОРА ЧАСА ДО ОБЪЯТИЙ» РЕЖИССЁРА О. А. КАНИЩЕВА. «ДАЛЬТЕЛЕФИЛЬМ», 1969 г.)» созданное автором по имени Рычкова И. В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2019/III-2(39)/6.htm