СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
СОЦИАЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
THE CONCEPT AND STRUCTURE OF SOCIAL AND
COMMUNICATIVE COMPETENCES OF A PERSON
Наливайко Татьяна Евгеньевна – доктор педагогических наук, профессор,
проректор по учебно-воспитательной работе Комсомольского-на-Амуре
государственного технического университета (Россия, Комсомольск-на- Амуре),
681013 Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27,
8(4217)53-98-25, е- mail:
tenal@knastu.ru
Ms. Tatiana E. Nalivayko – Doctor in Education, Professor, Provost for
Educational Work at the Komsomolsk-on-Amur State Technical University (Russia,
Komsomolsk-on-Amur), 27 Lenin Avenue, Komsomolsk-on-Amur, zip code 681013, tel.
8-4217-53-98-25, е-mail:
tenal@knastu.ru
Шинкорук
Марина Владимировна –
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
профессионального образования Комсомольского-на-Амуре государственного
технического университета (Россия, Комсомольск-на-Амуре), 681013
Комсомольск-на-Амуре, 8(4217)27-28-05, е- mail: mari-shinkoruk@yаndex.ru
Ms. Marina V. Shynkoruk – PhD in Education, Associate Professor at the
Department of Educational Studies and Professional Education Psychology at the
Komsomolsk-on-Amur State Technical University (Russia, Komsomolsk-on-Amur),
48/1 Vokzalnaya Street, flat 21, Komsomolsk-on-Amur,
zip code 681013, tel. 8-421-27-28-05, е-mail: mari-shinkoruk@yаndex.ru
Аннотация: в статье представлен опыт осмысления социальной и коммуникативной компетентностей
как категорий современной педагогической науки и практики, характеризующих
результативность образовательного процесса. Анализ широкого спектра подходов к
пониманию сущности и структуры социальной и коммуникативной компетентностей
позволяет охарактеризовать их как системные личностные качества, включающие в
свою структуру мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и
эмоционально-волевой компоненты.
Summary: The
article presents the understanding of social and communicative competences as
categories of modern educational science and practice characterizing the
efficiency of educational process. Analysis of a wide spectrum of approaches to
the understanding of the essence and structure of social and communicative
competences gives us ground to label them as systemic personal qualities, the
structure of which includes motivational, cognitive, behavioral, axiological
and emotional components.
Ключевые слова: компетентность, компетентностный
подход, социальная компетентность, коммуникативная компетентность.
Keywords:
competence, competence approach, social competence, communicative
competence.
«Ученые записки
КнАГТУ». № II - 2(2) 2010 «Науки о человеке, обществе
и культуре» с. 50 – 54
«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue II - 2(2) 2010
"Humanities, Social and Cultural Sciences"
DOI 10.17084/2010.II-2(2).6
References
1. Andreev, A.L. Kompetentnostnaia
paradigma v obrazovanii /
A.L. Andreev // Peda-gogika. – 2005. - № 4. – S.
32-44.
2. Golovko E.A. Tekhnologiia formirovaniia kommunikativnoi kompetentnosti molodykh spetsialistov vuza na etape adaptatsii k pedagogicheskoi deiatel'nosti: avtoref. dis. … kand. ped. nauk / E.A. Golovko. –
Stavropol', 2004. – 20 s.
3. Zimniaia, I.A. Kliuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaia osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii / I.A. Zimniaia. – M.: Issledovatel'skii
tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004. -
40 s.
4. Kalinina, N.V. Formirovanie sotsial'noi kompetentnosti kak mekhanizm ukrepleniia psikhicheskogo zdorov'ia podrastaiushchego pokoleniia /
N.V. Kalinina // Psikhologicheskaia
nauka i obrazovanie.
– 2001. - № 4. – S. 26-34.
5. Kozyreva, O.A. Kontseptual'naia model' razvitiia
professional'noi kompetentnosti
pedagoga / O.A. Kozyreva //
Vospitanie i obuchenie detei s narusheniiami razvitiia. – 2002.
- № 6. – S. 6 – 14.
6. Kompetentsii i kompetentnost': skol'ko ikh u rossiiskogo
shkol'nika? // Narodnoe obrazovanie. - 2004. - № 4 (№ 1337). - S. 138-142.
7. Krasnokutskaia, S.N. Analiz sostoianiia problemy sotsial'noi kompetentnosti v otechestvennoi i zarubezhnoi literature: sb. nauch. tr. Ser. “Gumanitarnye nauki” / S.N. Kras-nokutskaia. -
Stavropol': SevKavGTU. – 2005. - № 1 (13). – S.
98-109.
8. Luk'ianova, I.I. Bazovye potrebnosti vozrasta kak osnova
razvitiia sotsial'noi kompetentnosti u podrostkov /
I.I. Luk'ianova // Teoriia i praktika organizatsii
predprofil'noi podgotovki /
Pod red. T.G. Novikovoi. - M.: APUi
PRO, 2003. - 110 s.
9. Selevko G.K. Kompetentnosti i ikh klassifikatsiia / G.K. Selevko // Narodnoe obrazovanie. - 2004.- № 4 (№
1337). - S. 138-142.
10. Sukhanova, K.Iu. Rabota s podrostkami, imeiushchimi trudnosti sotsial'noi adaptatsii / K.Iu. Sukhanova // Korrektsionnaia pedagogika. – 2003. - № 1. – S. 51-58.
Ссылка
на текст статьи
© 2010 Nalivayko T. E., Shynkoruk M. V. This is an Open Access article distributed under the
terms of the Russian Index of Science Citation License
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing
third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and
to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even
commercially, provided the original work is properly cited and states its
license.
© 2010
Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Данная
статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии
Российского Индекса Научного цитирования
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в
соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно
распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также
микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых
целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение
сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей
в отношении него лицензии.