ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ РОССИИ И КИТАЯ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
THE
NATIONAL IDENTITY OF RUSSIAN AND CHINEESE UNIVERSITY STUDENTS, MEASURED BY
PSYCHOMETRIC TESTING
Махова
Ирина Юрьевна - кандидат
психологических наук, доцент кафедры психологии образования Амурского
гуманитарно-педагогического государственного университета (Россия,
Комсомольск-на-Амуре). E-mail: miu60@mail.ru
Ms.
Irina Yu. Makhova -
PhD of Psychology, Associate Professor, Department of Educational Psychology,
the Amur State University of Humanities and Pedagogy (Russia,
Komsomolsk-on-Amur). E-mail: miu60@mail.ru.
Фань Шо (КНР) - магистрант направления подготовки
«Педагогическое образование» Амурского гуманитарно-педагогического
государственного университета (Россия, Комсомольск-на-Амуре). E-mail: 1775742999@qq.com
Ms. Fan Shuo - MA student of “Teacher Education” program,
the Amur State University of Humanities and Pedagogy (Russia,
Komsomolsk-on-Amur). E-mail: 1775742999@qq.com
Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования ценностного
компонента гражданской идентичности представительной выборки студентов
российского и китайского гражданства, обучающихся на территории РФ и КНР.
Обоснована и впервые применена модифицированная процедура психогеометрического
теста Делингер в адаптации А. А. Алексеева, Л. А.
Громовой в исследовании идентичности. Ассоциируемыми с фигурами выступили
категории «гражданин», «патриот», «Россия», «Китай», «мы», «они», «свой»,
«чужой». Корреляционный анализ ассоциативных оценок позволяет сделать выводы о
гражданских идентификациях номинальных групп респондентов, а также об аутгруппах, с которыми они деидентифицируются.
Summary. The paper
presents the results of an empirical study of the value component of the
national identity of a representative sample of university students of Russian
and Chinese citizenship doing their studies in the Russian Federation and in
the People’s Republic of China. We substantiate and for the first time apply
the modified procedure of Delinger’s psycho-geometric
test, adjusted by A.A. Alekseyev and L.A. Gromova, to the study of a person’s identity. We associate
the test's images with such notions as “citizen”, “patriot”, “Russia”, “China”,
“we”, “they”, “friend”, “foe”. The correlation
analysis of associative evaluations makes it possible to arrive at certain
conclusions about the national identification of the nominal groups of respondents,
and also about the out-groups with which they
de-identify themselves.
Ключевые слова: гражданская идентичность,
эмоционально-ценностный компонент, территориальный аспект,
национально-гражданский аспект, культурно-независимый проективный метод исследования.
Key
words: civil identity, emotional-value component, territorial
aspect, nation-civil aspect, in a cultured way-independent
the projective method of study.
«Ученые записки
КнАГТУ». № III - 2(19) 2014 «Науки о человеке,
обществе и культуре» с. 33 - 40
«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue III - 2(19) 2014
"Humanities, Social and Cultural Sciences"
DOI 10.17084/2014.III-2(19).6
References
1. Vilkova,
I. V. K voprosu ob opredelenii sushchnosti ponyatiya «grazhdanskaya identichnost'» / I. V. Vilkova II
Nauchno-prakticheskiy zhurnal
«Gumanitarnye nauchnye issledovaniya». URL: http ://human.snauka.ru/publish-fee
2. Vodolazhskaya,
T. Identichnost' grazhdanskaya
/ T. Vodolazhskaya II Obrazovatel'naya
politika. - 2010.
- №5-6.-
S. 140-142.
3. Grigor'ev,
D. V. Formirovanie grazhdanskoy
identichnosti sovremennogo shkol'nika [Elektronnyy resurs] II Internet-konferentsiya
«Perspektiva grazhdansko-patrioticheskogo
vospitaniya v sisteme obrazovaniya». URL:
Shr://rgoek1ra!po12._tsteo.sot/grazhdanskaya-identichnost'/ oktyabr'
2013.
4. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya
k mysli: posobie dlya uchitelya / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A.
Volodarskaya [i dr.]; pod
red. A. G. Asmo-lova. - M.: Prosveshchenie,
2008. - 151 s.
5. Niyazkhodzhaeva,
S. S. Vzaimosvyaz' sozdaniya
grazhdanskogo obshchestva i formirovaniya pravovogo myshleniya / S. S. Niyazkhodzhaeva // Nauka i mir. - 2014. - № 2. - T. 3. -
S. 88-90.
6. Sanina,
A. G. Gosudarstvennaya identichnost':
izderzhki virtualizatsii /
A. G. Sanina // Sotsis.
-2012. - №3. - S. 77-87.
7. Selishchev,
A. S. Kitayskaya ekonomika
v XXI veke / A. S. Selishchev,
N. A. Selishchev. - SPb.: Piter, 2004. - 240 s.
8. Sushkov,
I. R. Sotsial'no-psikhologicheskaya teoriya Dzhona Ternera / I. R. Sushkov II Psikhologiya on-layn: URL:
http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=27&0a1=695&0o1=1&0s1=1
9. Tatarko,
A. N. Sotsial'nyy kapital: teoriya i psikhologicheskie
issledovaniya / A. N. Tatarko,
N. M. Lebedeva. URL:
http://finance-finance.com/book-kapital/sotsialnyiy-kapital-teoriya-psihologicheskie.html,
2009. Yu.Tedzhfel, G. Sotsial'naya
identichnost' i mezhgruppovye otnosheniya / G. Tedzhfel, G. Frezer. - M., 1982.
11. Federal'nye
gosudarstvennye standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya: zakonodatel'no-normativnaya
baza proektirovaniya i realizatsii: uchebno-informatsionnoe izdanie.
- M.: Issledovatel'skiy tsentr
problem kachestva podgotovki
spetsialistov, Koordinatsionnyy
sovet uchebnometodicheskikh
ob"edineniy i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshey shkoly, 2009. - 100 s.
12. Federal'nyy
gosudarstvennyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya: URL: http ://standart.edu.ru/catalog
.aspx?CatalogId=2588
13. Shikova,
P. Yu. Grazhdanskaya identichnost'
molodezhi v sovremennoy Rossii / R. Yu. Shikova // Transformatsiya publichnoy sfery i sravnitel'nyy
analiz novykh fenomenov politiki: sb. nauch. st.- Krasnodar: KubGU, 2010. - S. 91-97.
14. Erikson, E. Detstvo
i obshchestvo / E. Erikson;
per. s angl. - SPb.: Lenato, ACT, Fond «Universitetskaya kniga», 1996. -
592 s.
15. Turner, J. Self-categorization
theory and social influence / J. Turner, P. Oakes // The Psychology of Group
Influence, 2nd edn. / Ed. P. Paulus. Hillsdate, N. Y.: Erlbaum, 1989.
16. KhU
Li. Narodnyy samosoznanie. Izdatel'stvo vostochno-pedagogicheskogo
universiteta. - 2005. - S. 12-128].
17. Lyu,
Shu Yan'.Vzglyad iznutri: sozdanie samoidentifikatsii, postroit' uspeshnyy prokhod. Izdatel'stvo kitayskogo nauchnogo-tekhnicheskogo
universiteta. - 2002. - S. 23-145].
Ссылка на текст статьи
© 2014 Makhova I. Yu., Fan Shuo. This is an Open Access article distributed under the
terms of the Russian Index of Science Citation License
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third
parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to
remix, transform, and build upon the material for any purpose, even
commercially, provided the original work is properly cited and states its
license.
© 2014 Махова И. Ю., Фань
Шо. Данная
статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии
Российского Индекса Научного цитирования
http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в
соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно
распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также
микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том
числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным
образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении
него лицензии.