ТЕАТРЫ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX – XXI ВЕКОВ: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

THEATER OF THE RUSSIAN FAR EAST SOUTH AT THE TURN OF XX – XXI CENTURIES: HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM


Абабкова Наталья Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории госу-дарства и права Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (Россия, Комсомольск-на-Амуре); 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27; тел. 89141690995. E-mail: Ababkova70@mail.ru.

Ms. Nalalia N. Ababkova – PhD in History, Associate Professor, Department of State and Law History, Komsomolsk-on-Amur State Technical University (Russia, Komsomolsk-on-Amur); 681013, Komsomolsk-on-Amur, 27 Lenin Str.; tel. 89141690995. E-mail: Ababkova70@mail.ru.


Аннотация. В последние годы XX и начале XXI в. в связи с радикальными общественными из-менениями исследователями предпринимались попытки проанализировать современные преобра-зования и показать их влияние на политическое, экономическое, социальное и культурное развитие страны. Важнейший институт культуры – театр – проделал значительный путь реформирования, при этом цели и задачи всегда отражали потребности общества, уровень его культурного развития, глу-бокие нравственные потребности различных социальных групп населения, а также политику государства в отношении культуры. Модернизация российского театра происходила в сложных исторических условиях. Историческая ретроспектива позволяет рассмотреть развитие театрального дела в России на рубеже XX – начале XXI вв. в динамике, выявить положительные аспекты и недостатки в работе театров в новых реалиях, определить тенденции дальнейшего развития. Особое значение для исследования российского театра периода радикальных преобразований имеет изучение театрального дела на юге Дальнего Востока. Приграничное положение региона, особый состав населения, отдаленность от центра страны определили специфику его развития. В настоящее время, несмотря на повышенное внимание российского правительства к развитию Дальнего Востока, этот регион по-прежнему остается территорией с отсутствием необходимой инфраструктуры. Намного острее, чем в центральных районах Российской Федерации, стоит проблема трудовых ресурсов и текучести кадров. Поэтому изучение и обобщение исторического опыта, накопленного исследователями Дальнего Востока, является актуальным.

Summary. In XX and XXI centuries in connection with the radical social changes researchers have at-tempted to analyze the current transformation and to show their influence on the political, economic, social and cultural development of the country. The most important institutions of culture, i.e. theater, has passed a long way of reforming. The goals and objectives have always reflected the needs of society, the level of cultural development, profound moral needs of different social groups, as well as state policy concerning culture. Modernization of Russian theater took place in difficult historical conditions. Historical retrospective allows us to consider the development of theatrical business in Russia at the turn of XX – XXI centuries, to identify the positive aspects and shortcomings in the work of theaters in the new reality, to identify trends in the further development. Of particular importance for the study of Russian theater period of radical change is the study of theatrical business in the south of the Far East. The border location of the region, the special composition of the population, remoteness from the center of the country determined its specific development. At present, despite the attention of the Russian government paid at the development of the Far East, the region remains being the area with the lack of the necessary infrastructure. The problem of human resources and staff turnover is much sharper than in the central regions of the Russian Federation. Therefore, the study and compilation of the historical experience gained by researchers of the Far East, is important.


Ключевые слова: театр, исследователи, исторический процесс, театральная культура, Дальний Восток, исторические работы, отечественная историография, радикальные изменения.

Key words: the theater, the researchers, the historical process, theatrical culture, the Far East, historical works, domestic historiography, radical changes.


«Ученые записки КнАГТУ». № IV - 2(28) 2016 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 4 - 7

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue IV - 2(28) 2016 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 4 - 7


DOI 10.17084/2016.IV-2(28).1


References


1. Akhmetova, A. V. Vlast i etnos: sotsialnaia politika sovetskogo gosudarstva v otnoshenii korennykh malochislennykh narodov Dalnego Vostoka (1925-1985 gg.): monogr. / A. V. Akhmetova. – Vladivostok: Dalnauka, 2013. – 169 s.

2. Brener, I. S. Rol i vliianie Sholom-Aleikhema v razvitii kultury i iskusstva v Birobidzhane / I. S. Brener // Vestnik TOGU. – 2010. – № 1(16). – S. 245-252.

3. Veliev, A. Rol teatralnykh issledovanii 90-kh godov XX veka / A. Veliev // Sovremennye gumanitarnye issledovaniia. – 2012. – №1. – S. 88-94.

4. Vaisman, N. I. Shekspir na Amurskoi stsene / N. I. Vaisman // Zapiski Amurskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeia i obshchestva kraevedov. – 1992. – № 7.

5. Gamalei, S. Iu. Evreiskii teatr Birobidzhana: istoriia stanovleniia / S. Iu. Gamalei // Evrei v Sibiri i na Dalnem Vostoke: istoriia i sovremennost: materialy IV regionalnoi nauch-prakt. konf. – Krasnoiarsk-Birobidzhan: «Klarntianum», 2003. – S. 170-175.

6. Grishko, S. Z. Vospitanie navykov stsenicheskogo deistviia v teatralnoi shkole: ucheb. posobie / S. Z. Grishko. – Vladivostok: Dalnevostochnyi universitet, 1983. – 72 s.

7. Dmitrievskii, V. N. Sotsialnoe funktsionirovanie teatra i problemy sovremennoi kulturnoi politiki / V. N. Dmitrievskii. – M.: GII, 2000. – 351 s.

8. Zhidkov, V. S. Kulturnaia politika i teatr: monogr. / V. S. Zhidkov. – M.: Izd-vo lit. po atom. tekhnike, 1995. – 320 s.

9. Izvolina, S. A. Teatr i filosofiia / S. A. Izvolina. – M.: Znanie, 1988. – 64 s.

10. Ivanov, A. S. Doroga dlinoiu v vek: 100 let teatru dramy Khabarovska / A. S. Ivanov. – Khabarovsk: TOO «Vostok Press», 1994. – 288 s.

11. Kalish, V. Teatralnaia vertikal / V. Kalish. – M.: Soiuz teatralnykh deiatelei RSFSR, 1991. – 272 s.

12. Kozlov, A. G. Ogni lagernoi rampy. Iz istorii Magadanskogo teatra 1930-1950-kh gg. / A. G. Kozlov. – Magadan: Raritet, 1992. – 143 s.

13. Kudish, E. I. Teatralnyi Birobidzhan. Istoriko-dokumentalnyi ocherk / E. I. Kudish. – Birobidzhan: Birobidzhanskoe izd-vo, 1996. – 87 s.

14. Kuzmina, M. A. Eto nashei istorii stroki / M. A. Kuzmina. – Komsomolsk-na-Amure, 1992. – 69 s.

15. Medvedev, R. Medvedev o Putine: dvenadtsat otkrovennykh interviu o samom populiarnom ros-siiskom politike XXI veka / R. Medvedev, R. Guseinov. – M.: Tribuna, 2011. – 154 s.

16. Melnikova, T. V. O nanaiskom natsionalnom teatre / T. V. Melnikova // Slovesnitsa iskusstv. – 2001. – № 9. – S. 11-13.

17. Meierkhold, V. S. O dramaturgii i kulture teatra / V. S. Meierkhold // Esteticheskoe samosoznanie russkoi kultury: 20-e gody XX veka: antologiia / Ros. gos. gumanitar. un-t; sost. G. A. Belaia; vstup. st. E. Trubetskova [i dr.]. – M.: Ros. gos. gumanit. un-t, 2003. – S. 402-408.

18. Moskovskaia, A. A. Mesto kultury v obshchestvenno-ekonomicheskom protsesse / A. A. Moskovskaia // Sotsialnye aspekty ekonomicheskikh preobrazovanii v Rossii. – M., 1993. – S. 21-45.

19. Nemirovich-Danchenko, V. I. Rozhdenie teatra [vospominaniia, stati, zametki, pisma] / V. I. Nemirovich-Danchenko. – M.: AST: Zebra E; Vladimir: VKT, 2009. – 654 s.

20. Ovchinnikova, S. I. O neprekhodiashchem / S. I. Ovchinnikova, I. A. Ovchinnikov. – M.: Znanie, 1991. – 64 s.

21. Orlov, V. N. Kulturologicheskii komponent sovremennogo obrazovaniia / V. N. Orlov. – SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta, 1996. – 288 s.

22. Osipova, E. V. Evropeiskoe i vostochnoe teatralnye iskusstva v metakulturnom prostranstve / E. V. Osipova // Oikumena. – 2010. – № 1. – S. 44-52.

23. Pimenova, V. N. Problemy perestroiki partiinogo rukovodstva kulturoi / V. N. Pimenova // Upravlenie i biurokratizm. – M., 1989. – S. 82-104.

24. Popova, N. B. Teatry Primoria (TIuZ, KTOF): Istoriia i sudba / N. B. Popova // Vektory kultury Tikhookeanskoi Rossii: istoriia i sovremennost: sb. nauch. tr. – Vladivostok: Dalnauka, 2006. – S. 325-364.

25. Rimashevskaia, N. M. Sotsialnye posledstviia ekonomicheskikh transformatsii v Rossii / N. M. Rimashevskaia // Sotsiologicheskie issledovaniia. – 1997. – № 6. – S. 55-65.

26. Riabov, V. F. Sovremennaia khudozhestvennaia kultura – puti vykhoda iz krizisa / V. F. Riabov. – SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta, 1996. – 288 s.

27. Sagatovskii, V. N. Esteticheskii aspekt formirovaniia kultury lichnosti: kontseptualno-mirovozzrencheskie osnovy / V. N. Sagatovskii. – Tomsk: Tomskii gosudarstvennyi universitet, 2006. – S. 38-40.

28. Sogrin, V. V. Politicheskaia istoriia sovremennoi Rossii 1985 – 2001 gg.: ot Gorbacheva do Putina / V. V. Sogrin. – M.: Ves Mir, 2001. – 272 s.

29. Stanislavskii, K. S. O razlichnykh napravleniiakh v teatralnom iskusstve / K. S. Stanislavskii. – M.: LKI, 2010. – 134 s.

30. Striuchenko, I. G. Kultura i istoricheskii protsess. Etiudy teorii / I. G. Striuchenko. – Vladivostok: Izd-vo Dalnevostochnogo un-ta, 1998. – 112 s.

31. Tikhonova, N. E. Dinamika normativno-tsennostnoi sistemy rossiiskogo obshchestva (1995 – 2010 gg.) / N. E. Tikhonova // Obshchestvennye nauki i sovremennost. – 2011. – № 4. – S. 5-19.

32. Shavgarova, L. V. Zarozhdenie teatralnoi kultury na Dalnem Vostoke (1860-1890 gg.) / L. V. Shavgarova // Istoriia kultury Dalnego Vostoka Rossii XIV – nachala XX veka. – Vladivostok: Dalnauka, 1996. – S. 183-202.

33. Shibiko, I. I. Komsomolsk khudozhestvennyi / I. I. Shibiko. – Komsomolsk-na-Amure: ZhUK, 2007.


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2016 N. N. Ababkova . This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2016 Абабкова Н. Н. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «ТЕАТРЫ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX – XXI ВЕКОВ: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ» созданное автором по имени Абабкова Н. Н., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2016/IV-2(28)/1.htm