ЭСТЕТИЧЕСКИЙ МИФ НЕМЕЦКОГО МОДЕРНИЗМА: КОНСТРУКЦИЯ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАУЧНОГО ПРОЕКТА)

THE AESTHETICAL MYTH OF THE GERMAN MODERNISM: CONSTRUCTION AND DECONSTRUCTION (THE PRESENTATION OF THE SCIENTIFIK PROJECT)


Вольский Алексей Львович – доктор филологических наук, доцент кафедры зарубежной литерату-ры Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Россия, Санкт-Петербург); 191186, г. Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского острова, 52; тел.; + 7 (921) 644-18-29. E-mail: volskij@mail.ru

Mr. Alexey L. Volskiy – Dr. hab. of Philology, Assistant professor, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, department of the foreign literature (Russia, St. Petersburg); 191186, St. Petersburg, 52 Vasilievsky ostrov 1 th line; tel.: + 7 (921)644-18-29. E-mail: volskij@mail.ru.


Аннотация. Аннотация. В статье выдвигается тезис об эстетизации дискурса культуры немецкого модернизма и вводится понятие эстетического мифа, под которым понимается вся совокупность взглядов, теорий, концепций, получивших отражение в текстах культуры, приписывающих искусству роль движущей силы в преображении человека и мира, а также намечается компонентный анализ структуры эстети-ческого мифа как диалектический процесс конструкции и деконструкции.

Summary. Summary. The article deals with the aestheticization of the cultural discourse of the German modernism and formulates the term of the aesthetical myth which is interpreted as the sum of the views, theories, concep-tions reflected in the cultural texts where the arts are regarded as the main force of the transfiguration of the man and the world. The article shows the component analysis of the structure of the aesthetical myth as a bilateral process of the construction and deconstruction.


Ключевые слова: Ключевые слова: эстетический миф, немецкий модернизм, герменевтика, философская эстетика, ху-дожник, конструкция, деконструкция.

Key words: Key words: aesthetic myth, German modernism, hermeneutics, philosophical aesthetics, artist, construction, deconstruction.


«Ученые записки КнАГТУ». № IV - 2(36) 2018 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 35 - 41

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue IV - 2(36) 2018 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 35 - 41


DOI 10.17084/I-2(36).7


References


1. Asmus, V. F. Nemetskaia estetika XVIII veka / V. F. Asmus. – M.: Iskusstvo, 1962. – 311 s.

2. Astvatsaturov, A. A. Poeziia. Filosofiia. Igra: germenevticheskoe issledovanie tvorchestva Gete, Shillera, V. A. Motsarta, F. Nitsshe / A. A. Astvatsaturov. – SPB.: Gelikon Plius, 2010. – 496 s.

3. Astvatsaturov, A. G. O moderne i stadiiakh, emu predshestvuiushchikh / A. G. Astvatsaturov // Polia mo-derna kak obieekty issledovaniia literaturovedeniia: materialy mezhvuzovskoi konferentsii, 8-9 no-iabria 2013 g. – SPb.: Izd-vo RKhGA, 2013. – S. 7.

4. Bakhtin, M.M. K metodologii gumanitarnykh nauk / M. M. Bakhtin // Estetika slovesnogo tvorche-stva. Izd. 2-e, - M.: Iskusstvo, 1986. - 445 s.

5. Vol'skii, A. L. O dvukh putiakh razvitiia modernistskoi subieektivnosti / A. L. Vol'skii // Prelom-leniia: trudy po teorii, istorii literatury, poetike, germenevtike i sravnitel'nomu literaturo-vedeniiu. Sb. pamiati A. G. Astvatsaturova. – SPb.: Izd-vo RKhGA, 2017. – S. 66-76.

6. Vol'skii, A. L. Ot poeticheskoi filosofii k filosofskoi poezii: opyt germenevticheskogo issle-dovaniia / A. L. Vol'skii. – SPb.: Izd-vo «Norma», 2008. – 329 s.

7. Gundol'f, F. Nemetskie romantiki / F. Gundol'f. – SPb., 2017. – 295 s.

8. Evropeiskaia poetika. Ot antichnosti do epokhi Prosveshcheniia. Entsiklopedicheskii putevoditel' / Pod red. E. A. Tsurganovoi i A. E. Makhova. – M.: Izd-vo Kulaginoi-Intrada, 2010.

9. Zherebin, A. I. Roman Gel'derlina «Giperion» i kontseptsiia «Tret'ego tsarstva» v evropeiskoi kul'ture / A. I. Zherebin // Fridrikh Gel'derlin i ideia Evropy. Kollektivnaia monografiia po mate-rialam IV Mezhdunarodnoi konferentsii po komparativnym issledovaniiam natsional'nykh iazykov i struktur; pod red. S. L. Fokina. Platonovskoe filosofskoe obshchestvo. – SPb., 2017. – S. 25-36.

10. Zherebin, A. I. Russkaia istoricheskaia poetika i diskurs o moderne v filologicheskoi nauke Ger-manii / A. I. Zherebin. – SPb., 2012. – S. 68.

11. Ivanov, V. Perepiska iz dvukh uglov. Viacheslav Ivanov i Mikhail Gershenzon / V. Ivanov // Viache-slav Ivanov. Rodnoe i vselenskoe. – M.: Respublika, 1994. – S. 121-122.

12. Kemper, D. Izuchenie modernizma kak metod literaturovedeniia: sb. statei / D. Kemper. – SPb.: Izdatel'skii dom «Mir», 2006. – S. 8-15.

13. Mikhailov, A. V. Iazyki kul'tury / A. V. Mikhailov. – M.: Iazyki russkoi kul'tury, 1997. – 912 s.

14. Novalis Fragmenty / Novalis; per. s nem. A. L. Vol'skogo. – SPb.: Izd-vo «Vladimir Dal'», 2014. – 319 s.

15. Chavchanidze, D. L. Fenomen iskusstva v nemetskoi romanticheskoi proze / D. L. Chavchanidze. – M.: Izd-vo MGU, 1997. – 322 s.

16. Shlegel', F. Razgovor o poezii V 2 t. T. 1. / F. Shlegel'. – M., 1983. – S. 386-393.

17. Shlegel', F. Fragmenty. V 2 t. T. 1. / F. Shlegel'. – M., 1983. – S. 301.

18. Estetizatsiia lichnogo opyta v evropeiskom romane XVIII–XX vv. / O. A. Dzhumailo, V. V. Kotelev-skaia, V. S. Prikhod'ko [i dr.]. – Rostov n/D: Izd-vo Iuzhnogo federal'nogo un-ta, 2014. – 208 s.

19. Frank, M. Der kommende Gott. Vorlesungen über die neue Mythologie / M. Frank. – Frankfurt am Main, 1982.

20. Herder J. G. Briefe zur Beförderung der Humanität. Werke in zwei Bänden. Bd. II / J. G. Herder. – München, 1953. – S. 470.

21. Hölderlin Werke in vier Bänden. Bd. II. – Berlin und Weimar, 1970. – S. 181.

22. Meindert, Evers Die Ästhetische Revolution in Deutschland: 1750–1950 – Von Winckelmann bis Nietz-sche – von Nietzsche bis Beckmann / Evers Die Meindert. – Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissen, 2017.

23. Schmidt, J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750–1945 / J. Schmidt. – Winter-Verlag, Heidelberg, 2004.

24. Vietta, S. Ästhetik der Moderne. Literatur und Bild / S. Vietta. – München, 2002.

25. Zima, V. Peter: Der europäische Künstlerroman: von der romantischen Utopie zur postmodernen Parodie / V. Zima. – Tübingen, Francke, 2008.


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2018 A. L. Volskiy. This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2018 Вольский А. Л. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «ЭСТЕТИЧЕСКИЙ МИФ НЕМЕЦКОГО МОДЕРНИЗМА: КОНСТРУКЦИЯ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАУЧНОГО ПРОЕКТА)» созданное автором по имени Вольский А. Л., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2018/IV-2(36)/7.htm